Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



Арбат начинается в Солнцево

Шестьдесят пять лет назад 26 сентября район Солнцево получил свое название. В прошлом номере газеты мы подробно рассказали о том, как рос и развивался поселок, как постепенно он становился частью Москвы. Сегодня мы расскажем о том, что происходило на нашей земле столетия назад…

Арбат начинается в Солнцево, утверждают некоторые краеведы

(Исторические зарисовки)

У нашего района богатое историческое прошлое. Его история прослеживается с давних времен: она восходит к XIII веку и тесно связана с именем Александра Невского. Тогда это были его владения. Затем земли перешли к сыну Александра Ярославича — Даниилу Московскому, основателю Московского княжества.

По территории района Солнцево протекает река Сетунь, которая делит его на две неравные части — восточную (большую) и западную (меньшую). Русло реки в далеком прошлом служило административной границей между ними. Так, восточная половина района до губернских реформ XVII столетия принадлежала южной окраине древнего Сетунского стана, а западная — юго-восточной окраине Медвенского стана. Слово «стан» ранее означало остановку в пути и употреблялось в этом смысле в то далекое время, когда князья отправлялись собирать с подвластного им населения дань, пошлины и оброки, попутно разбирая неурядицы и споры. Позднее старые «сборные места» превратились в административно-территориальные единицы.

Сетунский стан располагался к западу от Москвы, между рекой Москвой и ее притоком Сетунью. О происхождении названия «Сетунь» нет единого мнения. В легендах оно связывается со словом «сетовать»: вблизи устья реки были захоронения, и сюда приходили сетовать, то есть горевать, родственники умерших. Иногда в названии улавливается связь с некоторыми словами балтийских народов, а также с вышедшим из употребления словом «седун» — низкое, топкое, как бы просевшее место, трясина. Такое объяснение не лишено смысла. Ведь Сетунь — это самая большая река, рассекающая Теплостанскую возвышенность, и этот «седун» — глубокая долина — отделяет основной массив возвышенности с Воробьевыми горами от Татаровской возвышенности с Поклонной горой. Протяженность Сетунского стана по старой Смоленской дороге составляла бколо-25 верст; он тянулся на запад до деревни Окулово (ныне — Акулово, что за городом Одинцово), а по Боровской дороге — около 20 верст. После реформ 1775 г. восточная половина района вошла в Московский уезд как часть пятого стана.

В XIV в. впервые на карте появляется название «Суково». В далеком прошлом, когда поселения и вовсе не было, здесь находилось урочище под названием Суки (ударение на последний слог). Именно Суки (участок в лесу, подготовленный под пашню) — первоначальное название нынешнего Солнцево, а не Суково, как считают некоторые. Источники свидетельствуют о том, что дремучие леса, непроходимые боры, крутые овраги, живописная «пересеченная местность» западных подмосковных земель привлекали сюда разное зверье, а следом за ним и любителей пострелять. И Иван Грозный, и Алексей Михайлович охотились в этих краях. Особенно увлекались соколиной охотой.

В XV веке со строительством Белого города и белых стен Московского Кремля появилась дорога, ведущая от Троицких ворот к Патриаршему монастырю и далее. Улица, названная Большой, постепенно теряла свое значение, дорога проходила уже левее и выходила на Боровскую, заканчиваясь в Суках.

По одной из версий московских краеведов, эта дорога — знаменитый Арбат. Есть, конечно, и другие предположения. Но для нас, жителей Солнцево, особый интерес вызывает именно это. Вот ведь как здорово получается — Арбат начинается в Солнцево. Главной магистралью нашего района издавна считалась Боровская дорога, названная так потому, что вела в старинный город Боровск (ныне Калужской обл.), известный с XIII века. Дорога была важным связующим звеном в южном направлении, ведущем на Москву. Она проходила в юго-западной части современной столицы, от древнего района Никулино.

По письменным грамотам XVII столетия, деревня Суково принадлежала князьям Трубецким. Сначала это была вотчина известного тушинского боярина князя Дмитрия Тимофеевича, затем, после его смерти, она перешла к его жене Анне Васильевне, а уже в 1646 г. — к боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому, который жил в ста¬ринной своей вотчине, в селе Говорове, в четырех верстах от Сукова на восток — на большой Боровской дороге.

В Говорове тогда существовала деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом Федора Начертанного (1627 г.). В 1678 г. село принадлежало князю Юрию Петровичу Трубецкому, а потом, в 1704 г., — его сыну Юрию. В 1852 г. в деревне было 27 дворов, в которых прожи¬вало 190 человек (из них 86 мужчин), а последним владельцем стал коллежский асессор Константин Петрович Йогель.

В нескольких верстах от Суково находилась Калужская застава Москвы, а вблизи проходила Ново-Калужская дорога, или Боровский тракт, известный в литературе с XIV века. Вполне возможно, эта доро¬га существовала значительно раньше. Так как по ней, как и по Серпуховскому и Каширскому трактам, поддерживалась связь с Ордой еще в период татаро-монгольского ига и Великого княжения Московских князей в XIII—XIV веках. Вдоль этих трех направлений было больше ямских слобод, чем на северных и западных дорогах. В этих слободах обслуживали послов и княжеских гонцов. Именно по этой дороге из Москвы в Пафнутьев-Боровский монастырь дважды везли в кандалах протопопа Аввакума: в первый раз — 8 марта 1666-го, а во второй — примерно 5 сентября того же года, когда Аввакум выехал из Угрешского монастыря под конвоем стрелецкого головы Г. О. Салова, четырех стрельцов и двух денщиков, с приказанием конвою «велети ево вести с великим бережением, чтоб он з дороги не ушел и дурна б над собой не учинил», а позднее, в 1673 году, его последователей» — боярыню Ф. П. Морозову вместе с «союзниками» — сестрой, княгиней Е. П. Урусовой, и женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой. Уже в Боровске их посадили в земляную яму, определив тем самым на медленную, мучительную смерть. В сырой темной тюрьме-могиле провели боярыни последние дни своей жизни. Под страхом смертной казни охране запрещалось давать пищу заключенным. Обе сестры умерли голодной смертью.

Значительную часть территории Сетунского стана занимали монастырские и церковные владения, которые в 1764 г. были «секуляризированы», то есть отобраны у церкви и переданы в ведение Коллегии экономии. Так, землями села Федосьина владел Вознесенский монастырь в Московском Кремле, селом Орловым — Чудов, Тропаревым — Новодевичий, сельцом Терешковым — Пафнутьев-Боровский, деревней Марфино — Алексеевский девичий.

Конечно, села Орлово и Румянцеве когда они принадлежали Чудову монастырю, назывались совсем иначе, но после упразднения монастыря, в XVIII веке, они были подарены Екатериной II Орлову и Румянцеву. Позже села вновь отошли к государственным землям, но сохранили в своих названиях упоминания о своих прежних владельцах.

Олег КАМЕНЕЦКИЙ,

библиотекарь-библиограф ЦРБ № 239 ЦБС «Солнцево»

Источник статьи: http://solncevo.com/reviews/rshow.php?34