Контрольная передача «денег» завершилась феерично: сумка с муляжом вылетела из окна здания ОМВД района Солнцево (иллюстрация DALL-E).
Московская кассация внесла небольшие коррективы в приговор, вынесенный бывшим руководителям следственного отдела ОМВД по району Солнцево, которые были осуждены за получение взятки в размере 12 миллионов рублей. На скамье подсудимых также оказался участковый, выступивший посредником в этом деле и давший показания, изобличающие его бывших коллег.
По информации Legal.Report, отправной точкой послужило обращение в полицию представителя столичной компании «Робэс», который заявил о попытке рейдерского захвата офиса фирмы. Он утверждал, что договор залога на недвижимость был подписан неуполномоченным лицом, и настаивал на факте подделки подписи. Рассмотрение дела затягивалось в арбитражном суде. Представитель компании настаивал на возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве, а также на аресте спорного имущества. Материалы дела были переданы в ОМВД по району Солнцево, где их рассмотрением занялся участковый, капитан полиции Владимир Бухарев.
Вскоре к делу подключились начальник следственного отдела ОМВД, подполковник юстиции Анна Карпова, и её заместитель, майор юстиции Наталья Колегова. Как установил суд, именно Колегова проявляла наибольший интерес к тому, какую сумму заявитель готов заплатить за возбуждение уголовного дела и наложение ареста на спорный объект недвижимости. Изначально речь шла о 3,5 миллионах рублей, но затем сумма возросла до 12 миллионов. Карпова объясняла это сложностями, возникшими при сборе необходимых документов. Бухарев оценил свои посреднические услуги в 10% от общей суммы взятки.
Передача денежных средств происходила в несколько этапов, в феврале и марте 2021 года. В начале апреля Колегова инициировала возбуждение уголовного дела, а Карпова через мессенджер WhatsApp переслала фотографию постановления Бухареву, чтобы тот отчитался перед заявителем. Кроме того, подполковник потребовала дополнительный транш для обеспечения ареста здания. Данные условия не устроили руководство компании, и при содействии юристов они обратились в УСБ ГУ МВД по Москве.
Оперативный эксперимент был проведен 21 апреля. Первым на входе в здание ОМВД был задержан Бухарев. Участковый согласился сотрудничать со следствием и под контролем оперативников отнёс муляж денежных средств Карповой в её кабинет.
Карпова обнаружила на купюрах надпись, указывающую на то, что они не являются платежным средством. В этот момент в кабинет вошла Колегова и сообщила, что возле здания ОМВД она видела «двух подозрительных мужчин» (как выяснилось позже, это были сотрудники УСБ). Начальник следственного отдела посоветовала участковому скрыться, а сама выбросила сумку с муляжом денег из окна. После этого все участники были задержаны.
Карповой и Колеговой были предъявлены обвинения в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), а Бухареву — в посредничестве во взяточничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ). В ходе очных ставок участковый дал изобличающие показания против своих бывших коллег.
В июле 2022 года уголовное дело поступило в Солнцевский районный суд Москвы, но по ходатайству прокуратуры территориальная подсудность была изменена, и дело было передано в Коптевский районный суд.
В июне 2023 года Коптевский суд признал всех троих фигурантов виновными. Карповой было назначено наказание в виде 8,5 лет лишения свободы в колонии общего режима, Колеговой — 8 лет лишения свободы, а Бухареву — 4 года лишения свободы в колонии строгого режима. Помимо этого, все трое были приговорены к выплате штрафа в размере однократной суммы взятки (12 миллионов рублей), лишены званий и им было запрещено занимать должности в правоохранительных органах на срок от 5 до 7 лет. Мосгорсуд оставил приговор без изменений.
В ходе рассмотрения дела в кассационном суде Карпова и Колегова утверждали, что их спровоцировали на получение взятки. Кроме того, бывшие следователи заявляли о нарушениях, допущенных в ходе оперативных мероприятий, о том, что экспертизы проводил один и тот же специалист, и о том, что аудио- и видеозаписи не являются оригиналами.
Второй КСОЮ признал приговор законным и обоснованным. Однако было установлено, что суд первой инстанции не учел дату задержания Карповой и Колеговой — 21 апреля 2021 года — при расчете срока отбывания наказания. В результате срок лишения свободы был сокращен на 1,5 дня (в соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, один день содержания под стражей засчитывается как полтора дня лишения свободы).