Интервью с Владиславом Калининым, основателем благотворительной практики юридического консультирования при Обществе Инвалидов района Солнцево.
Чем вы руководствовались десять лет назад, открывая кабинет бесплатной юридической консультации при Обществе инвалидов?
Помогать тем, кто живёт по соседству естественно. Это мой родной район, здесь моя школа, дом и друзья. Люди меня знают и доверяют, и это уже 50% успеха, потому что без доверия работать сложно. Ведь юристы работают в первую очередь с живыми людьми, а у них свои страхи, сомнения, надежды и очень разный жизненный опыт.
Фактически мною было основано данное направление социальной работы в районе. Я был тогда молодым стажёром у практикующего опытного адвоката, был очень заинтересован в расширении практики консультирования.
Председатель общества инвалидов, Хрущёва Наталья Васильевна, очень радушно встретила мою идею и сразу выделила кабинет для приёма. В начале пути я полагал, что это будут разовые акции. Но когда на первую консультацию пришло более 8 человек, и на последующие примерно столько же, стало понятно, что нужен системный подход. Через месяц работы по субботам была стабильная запись на приём по 3-5 человек.
Какие направления работы ведёт Общество инвалидов?
Общество выросло «снизу», в ответ на существующие потребности людей пожилого возраста, многие из которых одиноки. Наталья Васильевна сама вызвалась возглавить общественное образование. Надо отдать ей должное, она активно включилась в организационную работу: празднование дней рождения, совместный досуг, договорилась о доставке продуктов на безвозмездной основе для малоимущих, собирала одежду. Сейчас, например, в одной из комнат общества стоят швейные машинки, и сейчас они помогают солдатам на СВО, шьют специальное бельё.
Председатель МРО “Солнцево” МГО ВОИ Хрущёва Наталья Васильевна:
“Хочу отметить, что за правовой помощью обращаются люди пожилого возраста и зачастую одинокие. Им порой непросто сформулировать свой вопрос, быть понятыми. Многим их проблемы кажутся “огромными” и неразрешимыми, они потеряли надежду и не верят, что можно всё изменить. Поэтому на первое место в работе с ними выходит не знание закона, а готовность слушать и слышать, чуткое отношение, индивидуальный подход к каждому. Важно подобрать слова и суметь разъяснить его вопрос, права и возможные варианты его решения. И Владислав именно тот человек, который все эти годы справляется с этой непростой задачей, относится ко всем не как к клиентам, а как к людям, оказавшимся в трудной ситуации — с состраданием и участием. Мы ему очень за это благодарны”!
Десять лет – большой временной отрезок, что поменялось за это время?
Для меня это стало местом творчества и значительно усилило мои профессиональные навыки. Люди приходили с одной “больной” темой, к которой я готовился заранее, а в ходе консультации выяснялось, что есть ещё 2-3 нерешённых вопроса, и их тоже нужно разобрать. Такой режим стимулировал очень быстро ориентироваться в законодательстве, учиться и уметь разъяснить закон доступным языком. И в начале пути я видел ценность именно в углублении знаний и совершенствовании навыков консультирования.
Сначала приходили люди именно из общества инвалидов, но проект быстро вышел за рамки общества инвалидов. Начали приходить знакомые, потом люди просто с улицы, кабинет начали рекомендовать в МФЦ и социальных службах. Мне начали доверять, и это стало важным откровением – я увидел свои профессиональных и чисто человеческие качества под другим углом.
Сейчас ко мне приходят жители из соседних районов. Иногда приходят сразу с просьбой представлять их интересы в судебном деле, можно сказать, не глядя, считают, что мне всё под силу. Иногда приходят просто посоветоваться, как к другу! Бывает, приносят яблоки или кабачки со своих огородов… И я осознаю, что такое доверие стало для меня определяющим и самым ценным в этой работе. Был случай, одна бабушка связала пинеточки для моей новорождённой дочки, что тут скажешь?
Глава Муниципального округа Солнцево, Верхович Валерий Степанович:
“Для нашего района крайне ценно наличие такой социально активной организации как Местная районная организация “Солнцево” московской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая ведёт свою историю с 1993 года. Общество объединяет более 600 членов, активных и неравнодушных, двери организации открыты всем, кто желает помочь и кому нужна помощь.
Хочу заметить, что волонтёрство и помощь ближнему подчёркивают наш менталитет – в Москве есть место добру и состраданию. Данная организация — своего рода “жемчужина” нашего района, мы её ценим и стараемся помогать в силу возможностей. Проект pro bono, который ведёт адвокат Владислав Павлович Калинин, является ярким примером социального служения обществу и выражением любви к родному району. Правовая помощь социально незащищённым требует полного погружения в детали и отдачи. Поэтому, уверен, что столичная адвокатура ценит таких представителей, кто своим примером прославляет эту социально важную профессию”.
В чём отличие благотворительной помощи от основной деятельности с профессиональной и психологической точки зрения?
Консультационная работа в обществе раскрыла мне смысл такого аспекта как адресность помощи. Встречаясь с разными людьми, понимаешь, что без глубокого изучения контекста и обстоятельств их жизни сложно оказать качественную помощь. Ведь консультация – не выдача конкретных законов и параграфов, которые относятся к обсуждаемому вопросу.
Другой аспект – восприятие бесплатной помощи. Многие коллеги считают ее невозможной, потому что клиент должен платить, иначе не оценит оказанную помощь. Так можно рассуждать в отношении любой работы или услуги. Однако юридическая помощь инвалидам и пожилым людям – это помощь справиться с обстоятельствами, которые сильнее их. Это как помогать детям, которым нечего противопоставить сложностям мира.
И хочется упомянуть еще об одном важном для меня моменте. Я получаю огромную долю положительных эмоций от благотворительной консультационной практики. После рабочей недели, в которой бывает несколько судебных заседаний, общение с родственниками пострадавших и обвиняемых, посещения СИЗО, хочется прийти домой и закрыться от всего мира, чтобы привести себя в равновесие. И субботние консультации показывают мне другую сторону человека, общества, и я осознаю, что не всё потеряно. Это придает силы.
С какими сложностями сталкиваетесь в консультационной практике?
Я бы выделил два момента. Часто люди приходят поздно, когда сроки уже вышли, и практически ничего сделать уже нельзя, хотя можно было бы. В таком случае обидно чисто по-человечески, и утешаться приходиться философскими рассуждениями о ценности времени.
Бывает так, что люди приходят с большим кредитом доверия по рекомендации, и воспринимают меня как волшебника, который разрешит любую ситуацию. А по факту помочь не получается. С завышенными ожиданиями сложно разбираться, невольно приходится оправдываться и проводить ликбез по праву.
Расскажите о самом сложном случае из практики.
Как правило, я консультирую устно, если есть документы по делу, то предварительно изучаю их, отвечаю на вопросы. Судебного представительства pro bono избегал сознательно, но отступил от этого правила ради одного случая.
Член общества инвалидов, женщина 90 летнего возраста обратилась с нестандартной ситуацией. Дирекция одного из старейших кладбищ в Ново-Переделкино, где были похоронены ее родители и другие родственники, опровергла факт родства из-за отсутствия документальных подтверждения и собиралась ликвидировать могилы.
Мы сделали запросы в архивы, собрали необходимые документы. Было много поездок и иной правовой работы, дело тянулось более года. В итоге мы восстановили право на управление захоронением, чтобы она могла быть похоронена вместе со своими родителями и родными. Это был исключительно человеческий интерес, важно было восстановить правду и исполнить ее последнее желание.
Что вас вдохновляет и мотивирует?
Конечно, результат, и каждая конкретная победа. Что ты помог знаниями и опытом, разрешил сложный вопрос, который заявителю казался почти неразрешимым. Вдохновляют ситуации «на грани», когда фактически забегаешь в последний вагон. Был такой случай, когда мы помогли инвалиду-колясочнику вовремя продлить договор на муниципальную квартиру. Его по ошибке потеряли во внутренней системе учета, и если бы мы не среагировали вовремя, то он мог бы лишиться жилья.
Какие планы у вас на будущее и какого рода помощь сейчас актуальна?
Я сотрудничаю с Обществом инвалидов по большому спектру вопросов. В последнее время инициирую акции по сбору средств, привлекаю коллег и всех неравнодушных. В основном это базовые потребности – оплата коммунальных платежей, расходных материалов для творчества. Сейчас я делаю это на общественных началах, рассказываю в собственных соцсетях, и люди откликаются. Но нужно двигаться дальше, поэтому планируем делать регулярную благотворительную подписку, так как без спонсорской поддержки им не выжить.
Также сейчас есть потребность в расширении консультационной практики – нужно увеличить количество часов приема, спрос значительно вырос. Ищу коллег, соратников, которые хотят увидеть разные грани профессии.
Помимо консультаций важна и просветительская работа. Хотим ввести формат лекций, особенно актуальна цифровая и телефонная безопасность. Старшее поколение приучено доверять представителям госструктур, и когда телефонные мошенники представляются сотрудниками госорганов, то получают почти всё, что запрашивают, включая номера счетов, карт и другие персональные данные. Поэтому буду рад инициативным коллегам, готовым делиться знаниями и опытом.
И если мечтать без границ, то ищем специалиста по грантам. Это реальная возможность привлекать и получать финансовую помощь от государства, что сейчас очень актуально. Буду благодарен любой поддержке.
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью Лану Минину