Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



Станцию «Киевская» включили в новый экскурсионный маршрут «Неизвестное метро»

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

В московском метрополитене существуют три станции с названием «Киевская» и две станции «Арбатская». Один из важных вопросов, который остается без ответа — куда исчез мальчик с настенного рисунка? К тому же, существуют интересные возможности в метрополитене, такие как попить капучино с грушей в буфете-невидимке. В репортаже на mos.ru представлены подробности об этих и других интересных местах и маршрутах, доступных в московском метро.

Новая экскурсия «Неизвестное метро» предлагает всем желающим путешествовать по различным странам, не выходя из московского метрополитена. Это путешествие не только в другие страны, но и в другие эпохи. Гид рассказывает о тайнах и скрытых местах, оставленных архитекторами и художниками в метро. Маршрут экскурсии, разработанный специалистами музея транспорта Москвы, начинается на станции «Киевская» на кольцевой линии и заканчивается на станции «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Первая экскурсия «Неизвестное метро» состоялась 19 мая и теперь будет проводиться еженедельно по воскресеньям в 14:00. Записаться и приобрести билеты можно на сайте музея транспорта Москвы. Корреспонденты mos.ru были среди первых, кто посетил это увлекательное путешествие и открыл для себя много интересных секретов метрополитена.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Директор музея транспорта Москвы, Оксана Бондаренко, говорит: «Маршрут «Неизвестное метро» станет третьим после экскурсий по большой кольцевой линии и недавно открытым станциям. Он предназначен, прежде всего, для москвичей, которые хорошо знают метро, но используют его преимущественно для перемещения. Наш гид расскажет историю и эволюцию метрополитена, обращая внимание на малоизвестные факты».

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Таким образом, экскурсия «Неизвестное метро» предлагает уникальную возможность путешествовать во времени и пространстве, раскрывая тайны и историю московского метрополитена.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Мини-тур начинается на кольцевой линии московского метро, известной как «Киевская». В ожидании гида мы изучаем мозаичные панно на стенах. Одно из них изображает Владимира Ленина, протягивающего руку и читающего манифест под развевающимся красным флагом с надписью «Вся власть Советам». Вокруг Ленина толпятся сотни людей: матросы, солдаты, рабочие и крестьяне. На их лицах мы видим восхищение, удивление и гордость. Мозаичная композиция, созданная Григорием Опрышко и Александром Ивановым, словно переносит нас в далекий 1917 год.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

«По всему вестибюлю этой станции размещены хронологически упорядоченные мозаики, отражающие историю нашей страны. Если идти в одну или другую сторону и рассматривать их, то получается впечатление зрительного путешествия, словно мы смотрим слайд-фильм», – поясняет экскурсовод Ирина Чижевская.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Для любителей искусства и посещений музеев мирового класса, эта станция метро напомнит, пожалуй, Парижский музей Орсе, расположенный в здании бывшего железнодорожного вокзала. Интересно, что многие москвичи, выходя на станцию «Киевская» ежедневно, не обращают внимания на произведения искусства, изображенные на стенах.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Перемещаемся по эскалатору с «киевской» кольцевой линии на переход и попадаем в ротонду, где привлекают внимание античные мраморные колонны и мозаики, расположенные вдоль стен. Визуально она напоминает храм Древнего Рима, однако на изображениях изображены не римляне, а трудящиеся советские рабочие и крестьяне, несущие горсть цветов, фруктов и орудий труда, в направлении герба с серпом и молотом.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

По словам Ирины Чижевской: «Изначально станция была задумана как часть транспортного узла, связанного с Киевским вокзалом, поэтому для выбора тематики мы решили ориентироваться на соответствующий контекст: люди движутся к советской власти. При этом художники вдохновлялись египетскими фресками, что отражено в профильном изображении людей, аналогично египтянам, которые трудятся для славы фараона».

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Спускаемся на филевской линии, известной также как «киевская». Дизайн данной линии принадлежит талантливому архитектору Дмитрию Чечулину. Перед началом строительства, Чечулин вернулся из своей командировки в Италию и решил внести кусочек солнечной страны в московское метро. Так появились светлые колонны с классическими античными капителями, которые были украшены звездами и снопами. Колонны были облицованы ониксовым мрамором. Входной павильон, который, к сожалению, не дошел до наших дней, напоминал античную виллу в Помпеях. Аналогичный фасад можно увидеть на станции «Динамо», чье наземное вестибюль также был спроектирован Чечулиным. Ссылка на помпейскую виллу также присутствует в подземном аванзале перед станцией, стены которого выложены разными видами камня и представляют собой весьма интересный узор.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

«Филевская линия московского метро, известная также как ‘киевская’, была открыта в 1937 году и тогда была единственной, как и станции ‘арбатская’ и ‘смоленская’.

Теперь представьте себе ситуацию туриста, который только что прилетел в аэропорт Внуково, добрался на аэроэкспрессе до Киевского вокзала, вошел в метро и теперь ему нужно доехать до станции ‘арбатская’. Но к какой из двух? Именно здесь нашлись несколько факторов, повлиявших на это. В 1941 году на участок между станциями ‘арбатская’ и ‘смоленская’ упал снаряд, что вызвало сомнения в отношении станций, находящихся на малой глубине, способности быть убежищем в случае чего. К тому времени противостояние между СССР и Западом начало нарастать после речи Уинстона Черчилля в Фултоне. В результате было принято решение о строительстве новой, более глубоко расположенной линии. Так появилась ‘арбатско-покровская’ в 1953 году», — рассказывает Ирина Чижевская.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Одна из станций ‘арбатско-покровской’ линии московского метро, известная как ‘киевская’, была построена архитектором Львом Лилье в 1953 году и является единственной станцией, украшенной оригинальными фресками на вестибюле. Необычно то, что небо на этих фресках изображено золотым цветом, используя технику иконописи. Хотя фрески были нарисованы художниками-соцреалистами Виктором Коноваловым и Игорем Радоманом, на них изображены не святые, а советские граждане в сферах труда и мирного просвещения.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

«К сожалению, фрески не очень подходят для оформления метрополитена, где проникают грунтовые воды, вызывая влажность. Краски теряют яркость, приходится их регулярно обновлять, а некоторые части даже закрасить, что в результате приводит к потере контуров и четкости изображений, станция начинает выглядеть блеклой. Только в 2012 году в ходе реставрации мастерам удалось восстановить фрески. К примеру, на одной панели с изображением детского сада пропал мальчик, но благодаря тщательной работе и удалению утраченных элементов, основываясь также на архивных фотографиях, удалось восстановить эту деталь. А танцующая девушка опять получила свой платок, который был изображен поверх венка», — рассказывает экскурсовод.

Сложнее всего было возродить фреску в торце — ликующий народ под советским знаменем. Она почти полностью разрушилась. Художники восстанавливали ее на большом листе картона, разрезали его и частями привозили на станцию, реставрируя фреску по его фрагментам. Современные краски содержат жидкое стекло, хорошо ложатся поверх штукатурки и долго держатся.

 

Мы путешествуем по Филевской линии, от станции «Киевская» до «Арбатская». Но вагон устроен необычно: кресла расставлены напротив друг друга, как в парижском метро! Любопытно, подумала Ирина Чижевская.

И когда мы вышли на «Арбатской» станции, оказались перед входом в Ресторан-Такерю. Здесь можно купить капучино с грушей и корицей. Парадоксально, но «Ресторан-Такеря № 11» существует с 1968 года и до сих пор остается незамеченным. Вход в буфет находится в конце платформы, у самого тоннеля. Изначально этот ресторан был создан, чтобы обедать машинистам в перерывах между сменами. Кстати, торговля в метро была обычным делом в советское время, и это подтверждают мраморные стойки в аванзале станции «Киевская» Филевской линии.

«На станции ‘Арбатская’ Филевской линии можно найти доисторических моллюсков, скрытых в облицовке колонн, сделанных из мраморизованного известняка», — говорит собеседница mos.ru.

Станция «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии была построена в 1953 году и украшена в стиле московского барокко по проекту архитектора Леонида Полякова. Оформление станции напоминает оформление гостиницы «Ленинградская», над которой также работал этот архитектор. Здесь вы сможете увидеть рельефы, изображающие гроздья винограда на стенах вестибюля и на путях, бронзовые люстры с кисточками и декоративные элементы в форме резного гребня.

Поднявшись по эскалатору, мы видим огромную резную раму, занимающую всю стену, а внутри нее — пустота.

«Когда-то внутри рамы находилась мозаика с изображением Иосифа Сталина. Предполагалось, что пассажиры будут въезжать в его величественный портрет. Но вождь умер, культ его личности был развенчан Никитой Хрущевым, и мозаика была убрана. Ходят слухи, что изображение было просто замазано белой краской и что лицо Сталина может проявиться, если краска отколется. Но, конечно же, это просто легенда, таких историй множество в нашем метрополитене, путешествие по которому подобно захватывающему туру по разным государствам и эпохам», — заключает Ирина Чижевская.

https://www.mos.ru/news/item/138815073/