Процесс организации маршрутов общественного транспорта в Москве непрерывен и постоянен. Неудивительно, ведь город постоянно развивается и меняется. Новые станции метро являются основным фактором, влияющим на пассажиропотоки и обязательно отражаются на автобусных маршрутах. Некоторые маршруты следует корректировать или перенаправлять, в то время как другие остаются популярными и востребованными на протяжении длительного времени. Благодаря автоматизированным системам оплаты проезда можно постоянно собирать информацию об изменениях и потоках пассажиров.
Поэтому подход к изменению маршрутов стал немного отличаться. Раньше, при продлении линий метро, автобусные маршруты автоматически укорачивались в этот же день. Однако это вызывало неудобства для пассажиров, которым нужно было приспосабливаться к новым условиям. Кроме того, длинные рейсы могут быть удобными для жителей, находящихся между двумя станциями, так как автобусы становятся их основным видом транспорта. Поэтому сейчас предпочтение отдается тому, чтобы дать людям время привыкнуть к изменениям и одновременно собирать информацию о количестве пассажиров на разных участках.
Иногда создание новой транспортной линии может занять несколько месяцев. К примеру, линию метро до аэропорта Внуково официально продлили 6 сентября, но автобусные маршруты по-прежнему продолжают меняться. Иногда такие изменения могут вызывать цепную реакцию: изменится один маршрут, и тут оказывается, что другой становится более популярным, или наоборот. В общем, процесс изменений непрерывен. Иногда он затрагивает исторические маршруты, не такие древние, как маршрут номер 11, который я недавно описывал, но все же маршруты, существовавшие в течение продолжительного времени, и многие к ним уже привыкли. Теперь придется немного переучиться, но это не настолько сложно.
Например, сегодня было объявлено, что автобусу 729 приказано продолжать свое существование. Этот маршрут был запущен в Солнцево незадолго после официального присоединения района к Москве, то есть в ноябре 1984 года. Однако первым автобусом, который появился в районе, был 689 – на самом деле, он появился еще в городе Солнцево, так как по документам его прекратили существование в мае, а автобус начал курсировать с января. С августа того же года через это место начало проезжать еще одно транспортное средство – автобус 532. Однако этот автобус отправлялся в дальние районы: до санатория «Переделкино», который уже находился за пределами города. В октябре автобусную линию продлили до аэропорта. Однако к концу года стало очевидно, что двух маршрутов уже недостаточно, поэтому их пришлось усилить. В 1971 году было начато строительство метро (солнцевская линия), но к 1984 году никто не рассчитывал на его открытие в ближайшее время. Зато железнодорожная линия проходила вдоль границы района. Автобус 532 мог довезти пассажиров до станции «Востряково», 689 до станции «Солнечная», а 729 до станции «Переделкино», охватывая также краешек территории ново-переделкинского района, который только начал появляться на карте. Однако застройка района проходила настолько быстрыми темпами, что такая простая схема существовала всего четыре года. В 1988 году пришлось добавить еще два маршрута (686 и 695), которые доставляли пассажиров до станции «Солнечная» и основного пункта назначения – станции метро «Профспект Вернадского». В 1994 году все автобусные маршруты, кроме 689, были продлены до 5-го микрорайона вместо 2-го. И после этого их уже почти 25 лет не трогали. Однако в августе 2018 года открылся участок солнцевской линии метро до станции «Рассказовка», поэтому такое большое количество автобусов стало не нужным. Однако их не стали сокращать, а просто увеличили интервалы между ними. В итоге от идеи «автобус должен только подвозить людей к ближайшей станции метро» отказались. И правильно сделали, в общем-то.
Но начались проблемы с некоторыми другими маршрутами. Например, с автобусом 707. Недавно я уже писал об этом маршруте, потому что изначально он «отпочковался» от легендарного аэропортовского маршрута в 1966 году. С 1987 года он стал основным автобусом в Ново-Переделкино, доставляя жителей района до станции метро «Юго-Западная». В 2014 году ему появился укороченный дублер 507 от «Саларьева» (самое смешное, что исторически 507 и 707 – это одно и то же, о чем я уже говорил), а после появления нескольких станций метро автобус на этом маршруте стал просто ненужен. Поэтому изначально его направили в 5-й микрорайон Солнцева через необычный путь.
После строительства новой дороги, ведущей к Киевскому шоссе, пятый микрорайон больше не является частью маршрута. С 22 октября 2022 года маршрут 707 изменился, и теперь объединился с маршрутом 686, который на протяжении 34 лет предоставлял транспортное обслуживание. В период его работы даже открылась станция метро. Также было решено переместить конечную остановку с «юго-западной» на «Саларьево», так как на предыдущей остановке не было достаточно места. Однако, через полтора года было обнаружено, что наличие маршрута 729 стало излишним при такой конфигурации общественного транспорта. Сегодняшним днем этот маршрут прекратил свое существование, не дожив до своего 40-летия. Конечно, это немного грустно. Но если бы отменили маршрут 707, это было бы гораздо более печально, так как этот маршрут старше. Сейчас же 707 стал очень удобным и быстрым межрайонным маршрутом, который практически прямо соединяет две линии метро и МЦД4. Ближайшая станция диаметра к району — «Солнечная», которая также менее загружена, чем «Переделкино» (исторически первая станция была платформой, а вторая — полноценной станцией). В «Ново-Переделкине» есть достаточное количество автобусов. В течение более года работы в таком режиме было замечено, что пассажиры на маршруте 729 встречаются, но в основном между метро «Солнцево» и улицей Волынской, где уже есть достаточное количество автобусов.
Населяемые самыми многочисленными жителями, местные жители ненасытно возбуждались по поводу расширения солнцевской линии метрополитена в Новой Москве, рядом с их районом. В то же время, станция «Аэропорт Внуково» привлекала всеобщее внимание владельцев PR-кампаний, но местным жителям намного важнее была станция «Пыхтино», ведь их было гораздо больше. Сам Внуково, впрочем, стал частью Москвы с уже давних 1950 годов, но это небольшой, компактный райончик, где живет менее 30 тысяч человек, с гораздо меньшими перспективами на увеличение населения. В соседнем поселении Внуковское ситуация несколько иная, несмотря на схожесть названий. В рамках Новомосковского административного округа было построено второе метро, хотя изначально не планировалось ни одной станции. Исходя из первоначальных проектов, солнцевская линия метро должна была закончиться в Ново-Переделкино, а дальнейшее продление было заложено на будущее. Однако перед началом строительства произошло «обширное» расширение границ Москвы, причем город предпочитал забирать свободные территории с целью самостоятельного застройки. В этом месте область смогла передать городу жилые массивы «Переделкино Ближнее» и «Солнцево-Парк». У этих проектов было целое обилие проблем, так как они согласовывались и начинались еще во времена более мягких «областных» условий, а не строгих московских стандартов. Покупатели, впрочем, получили определенные преимущества, так как квартиры стали дешевле, а с географической точки зрения они оказались в Москве. Хорошо это стало видно на этапе покупки, но затем иногда возникали серьезные проблемы с транспортом и социальными объектами. Тем не менее, местные жители здесь все же сумели ускользнуть от лавин досад подобного рода. Строительство продолжительной линии было ускорено, окончание продвигали в сторону «Рассказовки», рядом с «Переделкино Ближнее», но еще до открытия основного участка были утверждены планы на возведение еще двух станций. Вполне закономерно, что появление станции метро в аэропорту стало не следствием, а причиной. Просто потому, что в «Солнцево-Парке» необходимо было строить «Пыхтино», а оставался всего один участок. Таким образом все было утверждено.
Если мы обратимся к приложению, приложенному к распоряжению мосархитектуры, составленному в 2017 году, мы обнаружим, что продление линии метро не ограничивается всего двумя станциями – в действительности, затрагивается как минимум три или четыре станции. Зона проектирования до «Аэропорта Внуково» фактически является меньшей по размерам по сравнению с последующим участком. И хотя такой проект действительно существует и пару лет назад на него обращали внимание, он был временно приостановлен. В настоящий момент в этой местности ведется строительство жилых домов, однако оно не очень активно, так как строительство метро для всего 20-30 тысяч человек является нерентабельным. Возможно, в будущем Солнцевская линия проложит свой путь к Десне или даже к Троицку, став транспортной осью нового сегмента развития. Однако, как уже было упомянуто, это займет несколько десятилетий. Существуют и другие, более близкие территории, которые могут быть вовлечены в развитие проекта.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, отмечу, что сегодня приостановлено движение автобуса 128. Но если мы внимательно посмотрим на ситуацию, можно сказать, что это скорее объединение двух маршрутов, которые ранее были одинаковыми на определенном участке. В прошлом автобус 579 был запущен, в числе прочего, чтобы решить проблемы с транспортировкой в «Солнцево-парк», когда метро еще не было в этом районе. Позже был запущен маршрут 128, который стал одним из самых быстрых способов без пробок добраться из Внукова (а также из аэропорта) до ближайшей станции метро. В одно и то же время был запущен также автобус 887 до «Солнцево-парка», однако в 2021 году было принято решение объединить эти маршруты, так как они практически дублировали друг друга. Было построено две новые станции метро, и количество пассажиров, предпочитающих автобусы, резко сократилось. В любом случае, теперь нет необходимости пересаживаться на «Рассказовке», так как это та же самая линия, что и «Пыхтино» или «Аэропорт Внуково». Поэтому теперь маршруты 128 и 579 объединены в один, который также проходит через часть Ново-Переделкино и способен доставить пассажиров до МЦД4.
32-й автобусный маршрут изменил свою траекторию, и теперь он не доезжает до Внуково без пересадок. Отныне пассажирам приходится делать пересадку во время поездки. Но не все так плохо, потому что на земле автобусы стали бесплатными уже почти три года назад. Иногда даже лучше воспользоваться парой часто ходящих автобусов, чем ожидать редкого прямого автобуса. Фактически маршрут 32 вернулся к своим истокам. В 1984 году его конечная остановка находилась между «Рассказовкой» и «Пыхтино». Затем маршрут начал расширяться, особенно заметно это стало в 2004 году, когда к нему был присоединен бывший 753 маршрут от Внуково до Толстопальцева. Этот маршрут был особенным, так как он соединял две станции электричек, с поездками, проходившими через Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково. Однако причина для такого маршрута была очевидной. Еще со времен СССР он был необходим рабочим, которые работали в аэропорту. Сначала пытались заселить их в поселке Внуково, но этот поселок остался замороженным на уровне середины прошлого века. Поэтому в 80-е работникам аэропорта «давали» квартиры в Солнцеве, Ново-Переделкино и Толстопальцеве. Похоже, что этот исторический нюанс будет сложно объяснить детям или внукам.
В 2018 году авторитетные лица решили укоротить маршрут автобуса №32, который вел до аэропорта. Это изменение было сделано в связи с открытием нового участка солнцевской линии метро. Жителям Толстопальцева в то время также было предложено продлить маршрут автобуса №32 на 750 метров от станции «Солнечная». Этот маршрут был отличным вариантом для тех, кто не хотел ехать по всем районам города и не нуждался в поездке в аэропорт, так как он позволял сэкономить массу времени. Сейчас автобус №32 практически можно считать внутрирайонным маршрутом, так как он уже выполнил свою основную задачу.
Однако все эти изменения, в отличие от приключений второй конечной остановки, хотя бы логичны. Физически она не меняется с 1984 года, только переименовывается. Изначально она носила название «Востряково» и мирно существовала под этим названием с 1899 до 2010 года, никому не мешая. Но тогда в аппарате РЖД решили, что в Московской области не должно быть двух остановочных пунктов с одинаковыми названиями. Из-за близости инновационного центра Сколково, они переименовали платформу на Киевском направлении в «Сколково», а на Павелецком оставили «Востряково». Эти изменения имели хорошие намерения, но появились граждане, которые, ориентируясь на сходство названий, пытались добраться до инновационного центра через неверную платформу. На практике, чтобы сделать это нормальным общественным транспортом, можно было использовать только такси, так как прямого общественного транспорта почти не было, и ехать с пересадками занимало больше часа. Поэтому в 2019 году была создана новая остановочная пункт на МЦД1, который получил название «Сколково» и расположился рядом с инновационным центром. Одновременно на МЖД было две остановочных пункта с названием «Сколково». Чтобы избежать путаницы, в феврале 2020 года платформу «Востряково» переименовали в «Мещерская». Надеемся, что это последнее переименование для железнодорожников.
Департамент транспорта, естественно, будет продолжать перестраивать автобусные маршруты. Этот процесс является непрерывным и необходимым, поскольку меняются условия, которым нужно приспосабливаться. Иногда, правда, можно запутаться, не найдя привычный маршрут автобуса на его обычном месте, на котором ты ездил десятилетиями. Однако изменения обычно внесены осторожно и ориентированы на конкретные случаи, только если есть альтернативные варианты. В феврале мы потеряли два автобусных маршрута в аэропорту Внуково, причем один был очень старый, и многие уже привыкли к другому маршруту за 40 лет. Однако осенью мы получили новую станцию метро, которая значительно уменьшила потребность в автобусах. Особенно когда речь идет о поездках на станции той же линии, такие как маршрут 128, который полностью утратил смысл. Главное, чтобы изменения не сводились к бесполезным и сбивающим с толку переименованиям, хотя такое случается гораздо чаще, чем хотелось бы.