Татьяна Чепкасова живёт на улице Богданова более 15 лет. В столицу она приехала из города Чайковский. Говорит, что как только попала в Солнцево, сразу почувствовала себя дома.
Всё было знакомым и родным – уютные зелёные дворы типовых пятиэтажек, в одной из которых она поселилась с мужем, улицы, магазины, парки. Особенно Татьяне полюбился парк 60-летия Октября с ажурной беседкой-ротондой, которая стала главной героиней многих её работ, в том числе цикла «На районе». В этой беседке мы и познакомились. Осень в парке 60-летия Октября — «Это время года наводит на меня меланхолию, спасает работа. Любимая беседка – мой источник вдохновения», – говорит Татьяна Чепкасова.
ВРЕМЕНА ГОДА
Бельведер в духе дворянских усадеб XIX века словно сошёл со страниц произведений Тургенева, Толстого, Чехова. Он прекрасен в любое время года и дня – сумерки придают ему таинственность, а снег атмосферу волшебства.
«Ночной парк 60-летия Октября». Фото: из личного архива
Художница признаётся, что любит лето, но цикл «На районе» из девяти картин рождался суровой зимой 2021 года, когда в город пришла эпидемия ковида. «Время самоизоляции, редкие прогулки возле дома, красота пустынных улиц, парков, дворов, неожиданные впечатления от привычных мест, взгляд на знакомые вещи с нового ракурса, – вспоминает те дни Татьяна. – Захотелось дать этой серии картин название в молодёжном стиле, немного просторечное, но озорное, душевное – «На районе». Казалось бы, на полотнах Татьяны Чепкасовой всё буднично, просто, незамысловато. Но даже в повседневных вещах и явлениях много поэзии, непредсказуемости, жизни.
Типовая арка дома на улице Главмосстроя, 7. Люди спешат по своим делам, зима – ничего необычного. Но сколько тепла и света в этой работе!
«Арка». Фото: из личного архива
Опавшая листва, стволы обнажившихся деревьев и кем-то забытый манекен на газоне – и это тоже улица Главмосстроя, д. 5, корп. 2, стр. 1. Но настроение уже иное.
«Зрелище в духе сюрреализма. Я назвала эту работу «Осень манекена», – поясняет автор картины. – Немножко страшновато, немножко смешно и абсурдно. А в целом ощущение бренности бытия».
«Осень манекена». Фото: из личного архива
УХОДЯЩАЯ НАТУРА
Работам Татьяны Чепкасовой близка грусть по ускользающей красоте и уходящей натуре. С особой любовью она пишет пятиэтажки района, которые попали в программу реновации и скоро останутся только на холсте. Подобно герою Евгения Евстигнеева в фильме «По семейным обстоятельствам», художница останавливает время, сохраняя облик уходящей Москвы.
И в этом смысле интересна «Весна на районе» – одна из самых радостных работ в творчестве художницы.
Адресный ориентир — ул. Богданова, д. 26, корп. 3
«Весна на районе». Фото: из личного архива
Высокое голубое небо расплескалось в лужах на асфальте, а в складках сугробов залегли синие тени, на заднем плане фасады пятиэтажек. Здесь хорошо, здесь всё соразмерно человеку, здесь хочется жить.
«Здесь я на своём месте», – говорит Татьяна.
Все девять работ цикла «На районе» написаны маслом, Татьяна предпочитает этот материал – он тёплый, пластичный, живой. Использует в своём творчестве художница и акрил, реже темперу, но только для декоративных, фантазийных сюжетов.
«Вечер». Адресный ориентир – ул. Богданова, д. 26, корп. 3. Фото: из личного архива
СПОСОБ ЖИЗНИ
Рисовать Татьяна любила с детства, но о художественной школе даже не мечтала. «С 6 до 14 лет я просто не могла ходить», – рассказывает она. Как только почувствовала себя лучше, серьёзно занялась учёбой, работала в одной из мастерских по художественной росписи в Чайковском. Пробовала себя в журналистике, а позже, уже в Москве, получила высшее экономическое образование. И только тогда поняла, чего она хочет по-настоящему. «Меня всегда тянуло выразить свои чувства на холсте, но не хватало навыков. Только владение техникой дарит подлинную свободу. И я решила поступить в Суриковский институт. Годы учёбы пролетели как один счастливый миг», – с улыбкой вспоминает Татьяна. Так она стала профессиональным художником и членом Союза художников России.
«Живопись для меня – способ чувствовать себя живой», – говорит она.
В МАСТЕРСКОЙ
Сейчас Татьяна работает над двумя диптихами. Первый: «Утрата» и «Одиночество» – новая трактовка библейского сюжета об Адаме и Еве. А второй – озорной, в духе Эмира Кустурицы. Он и называется соответственно: «Чёрная кошка, белый кот».
Фото: Маргарита Согрина
На круглых холстах в форме бабушкиных плетёных ковриков, которые делают в русских деревнях и на Балканах, – изображения всеми любимых котиков.
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ
Фото: Кирилл Искольдский
Познакомиться с работами художницы Татьяны Чепкасовой можно на её странице ВКонтакте или на сайте chepkasovaart.ru