Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



Гимназия 1542, школа

Школа 1542. Светлана Сахарова: Как воспитать гражданина

Гимназия 1542, школа

В русском национальном самосознании понятие патриотизма всегда было связано с традиционными культурными ценностями и заключалось в готовности пожертвовать всем ради страны. Многие деятели культуры во все времена призывали «положить жизнь за Отечество».
Учительская газета
Патриотическое воспитание в царской России — система кадетских и императорских лицеев — позволяло успешно решать задачи патриотического воспитания. Данные учебные учреждения готовили специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Для того чтобы поднять престиж военного образования, к преподаванию привлекались профессора Академии наук и педагоги с университетским образованием. Учащиеся могли свободно перейти из кадетского лицея в императорский. Государство ставило задачу вести подготовку высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе!
Понятие патриотизма в Советской России было прочно связано с Октябрьской революцией, с задачами молодой Республики Советов. Деятели коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И.Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств».
В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологией, политикой Советского Союза. Это воспитание велось в детских организациях, в рамках октябрятско-пионерско-комсомольского движений, ­ДОСААФ СССР, в суворовских и нахимовских военных училищах, молодежных военно-патриотических объединениях и клубах.

Понятие патриотизма в современной России
В последнее десятилетие в России тема патриотизма стала одной из самых дискуссионных. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма до его возвеличивания как национальной идеи. В Концепции патриотического воспитания граждан РФ патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Несмотря на официальное определение патриотизма, его роль в общественном воспитании, отношение к этому понятию далеко не однозначно.
Основные структуры, цель которых — патриотическое воспитание, можно разделить на три группы:
— государственные (суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса);
— общественно-государственные организации (ДОСААФ);
— общественные (различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации, клубы, скаутские организации).
Даже при беглом взгляде на различные системы патриотического воспитания можно видеть основное отличие современной системы: нет общего взгляда на само понятие «патриотизм». Отсюда, как мне кажется, и возникают различные трудности в патриотическом воспитании молодого поколения страны.
Обрисую ситуацию сегодняшнего дня:
— разговоров о патриотизме много (но сколько ни произноси слово «халва», во рту слаще не станет);
— учащиеся плохо знают историю нашей страны, Великой Отечественной войны (спросите, что такое Бухенвальд, Освенцим, мало кто ответит). Хотя сегодня в средствах массовой информации об этом говорят даже больше, чем в советское время. Но либо поверхностно, плохо говорят, либо плохо слушают;
— количество мероприятий по патриотическому воспитанию, предлагаемое нам, стремится к бесконечности. Часто эти мероприятия и организованы плохо, и проводятся формально, поэтому и не приносят желаемого результата. Количество, к сожалению, не всегда переходит в качество.
Что же получается? И работа ведется большая, и сил уходит много, а что-то главное пропало… Приведем такой пример. Сегодня снимается очень много фильмов о Великой Отечественной войне. Но в этих фильмах (за редким исключением) нет «нервных окончаний»: они не порождают ярких эмоций, не воспитывают гордость за свою Родину, не заставляют искренне сопереживать. Так и мы, учителя, проводя огромное количество мероприятий, теряем себя, свое личностное отношение, а теряя главное, ничего не передаем детям. Работаем, отчитываемся, бегаем — а результат не тот, которого ожидаем. Невозможно гореть постоянно. Нужно выключать иногда «горелку», накапливать «огонь», чтобы было чем зажигать других.
Поэтому, думаю, что мероприятий не должно быть много. Проекты патриотической направленности должны объединять всю школу, должны хорошо, качественно и достаточно долго готовиться, в них должны участвовать дети, учителя-предметники, классные руководители, родители. А еще лучше — и жители социума, окружающего школу. Общее «горение», общая идея должны в итоге объединить всех участников проекта. Шарль Монтескье когда-то сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Так вот, и наши проекты должны стать по-настоящему семейным делом, только тогда они будут иметь воспитывающий эффект. О них будут говорить не только в классе, но и дома, рассказывать друзьям, знакомым, вспоминать, как разрабатывали проект, готовились к его реализации, обсуждали то, о чем впервые узнали.
Хорошо подготовленный проект оставляет впечатление и надолго запоминается всем его участникам. Именно о таких мероприятиях, инициированных нашей гимназией, задача которых — патриотическое воспитание, и проводимых в районе Солнцево, мне хотелось бы рассказать.
Мы подготовили программу и проводим межрайонный фестиваль музеев «Шаги истории». Ежегодно он собирает самые разные музеи образовательных организаций Солнцева, Переделкина, Внукова. Объединенные общей темой года, школьные музеи представляют свои экспозиции, защищают исследовательские проекты. В этом учебном году наш фестиваль обязательно состоится вновь! Мы приглашаем и новичков, и опытных «пешеходов» сделать вслед за историей все новые и новые шаги, которые приблизят к нам прошлое и помогут осознать настоящее. Девиз фестиваля «Шаги истории»: «Интересно о прошлом, с надеждой на будущее».
Очень популярен в округе фестиваль «Мир дому твоему!». Уже много лет открывает двери образовательным учреждениям Солнцева. Каждая школа представляет какую-нибудь республику или страну. На нашем фестивале можно попробовать блюда национальной кухни. В одном месте совершенно бесплатно можно поесть грузинский хачапури, оленину по-чукотски, азербайджанскую пахлаву, узбекский плов, русские пироги, украинские вареники. На нашем фестивале можно многое узнать о жизни разных народов, об истории и культуре каждой страны во время защиты ребятами исследовательских проектов. На одной сцене в национальных костюмах на разных языках поют, танцуют, читают стихи дети разных народов. Но эта «разность» нас не разъединяет, а объединяет, потому что именно здесь каждый понимает, что ум, талант, красота — категории наднациональные, общенациональные. Красивый, праздничный фестиваль «Мир дому твоему!» побуждает к содружеству, сотворчеству, сопоиску. И в этом году фестиваль непременно состоится. И снова радостно и талантливо мир войдет в наш дом!
Каждую весну шагает по улицам города Бессмертный полк. Ученики, родители и учителя гимназии единым строем в преддверие Дня Победы идут в парк Славы района Солнцево для возложения цветов к памятнику погибшим жителям Солнцева. Два года назад мы разработали общегимназический проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Во время подготовки проекта все его участники вдруг поняли, что наши деды через всю жизнь пронесли память о своих отцах, сохранили важные документы, награды, реликвии. Значит, теперь память о своей семье должны хранить мы!
Поэтому идея организовать в Солнцеве акцию «Бессмертный полк» родилась сама собой, нас поддержали все солнцевские школы, управа, реабилитационный центр для ветеранов «Дом Чешира», совет ветеранов №5.
Время диктует нам новые формы работы. Но мне кажется, что будущее за общерайонными творческими, военно-патриотическими, спортивными проектами и праздниками. В процессе их подготовки и проведения мы лучше узнали друг друга, стараемся удивить, не подвести. Вырабатывается при этом не только нормальное соперничество, но и чувство локтя, взаимопомощь. Происходит самым естественным образом патриотическое воспитание: дети учатся служить своей школе, классу, товарищам. А завтра сумеют они послужить и своему Отечеству.
И, возможно, именно такой подход к патриотическому воспитанию позволит нам прийти к общему пониманию патриотизма.

Светлана САХАРОВА,
директор школы №1542;
Светлана МАСЛОВА,
заместитель директора школы №1542