Школьное сочинение на заданную тему стало вещим прогнозом на всю оставшуюся жизнь Вера Ивановна Афонина проработала преподавателем русского языка и литературы без малого 60 лет. Сначала — в Латвии, в краю голубых озер, где родилась, а потом и в московских школах. Однажды ступив на учительскую стезю, она уже больше никогда не сворачивала с нее. Хотя судьба не раз преподносила сюрпризы и ставила перед выбором. Но, видимо, для того и даются испытания человеку, чтобы выковался его характер, приобретал цельность и ценность.
— Наверное, на мой выбор повлияла учительница, снимавшая домик на хуторе моей мамы. Я тогда была совсем маленькая, но ее запомнила и всегда хотела ей подражать.
Там же, на хуторе, где прошло детство Веры, произошло событие, оставившее глубокий след в ее памяти. Шел 1946 год, и банды «лесных братьев», националистов и прочих фашистских прихвостней, оставшиеся без хозяев, бесчинствовали в округе. Они грабили, убивали, вырезали целые семьи, держали местное население в страхе.
— Добрались бандиты однажды и до нас, — вспоминает Вера Ивановна. — Мой брат успел скрыться, отец ушел в лес. В доме остались мама и я с сестрой. На рассвете ворвались бандиты. Нас выгнали во двор и, судя по всему, собирались расстрелять. Но занялись грабежом, в нашем доме было чем поживиться. И получилось так, что нагрузившись нашим добром, они ушли. А нас оставили жить. Тогда мне было всего 15 лет.
Как-то в 11 классе нам задали сочинение на тему «Кем я хочу быть?». Недолго
думая, написала про профессию педагога. Видимо, неплохо я написала, потому что по результатам этой работы меня без экзаменов зачислили в педагогическое училище. А преподавать я начала в своей же школе.
Спустя время Вера Ивановна поступила в Рижский государственный университет на историко-филологический факультет. Но, сами понимаете, жизнь студенческая одними лекциями, семинарами и сессиями не ограничивается. В один прекрасный вечер Вера пришла с подругами в гарнизонный Дом офицеров на танцы. А ушла с них вместе с бравым морячком-балтийцем. Познакомились, обменялись адресами. Но следующая встреча их состоялась не скоро, в зимнюю сессию. Зато очень быстро после этого поженились — 20 января. А 2 февраля уже были в столице. Девушка перевелась в МГУ на филологический факультет.
Одновременно пришлось искать работу — в то время это было довольно сложно. Устроилась в Некрасовский детский дом воспитательницей.
— Там был очень хороший коллектив, — вспоминает Вера Ивановна.
Потом предложили пойти работать в школу пионервожатой. Директор по фамилии Золотой пообещал уже через год дать первый класс. И слово свое он сдержал.
— А какие в том классе были потрясающие ребята, например, у меня училась племянница композитора Тихона Хренникова. В той школе я проработала 13 лет, — вспоминает Вера Ивановна.
Но, как нетрудно догадаться, учительский стаж ее много больше. Ведь преподавать Вера Ивановна перестала только в 75 лет. Впрочем, это не совсем точное определение. Она просто стала учителем-консультантом группы продленного дня, вела литературную гостиную. И из школы ушла, когда исполнилось восемьдесят.
Сейчас основное ее занятие — это семья. У нее двое детей, четверо внуков, а чуть меньше года назад родился и первый правнук. Да и оформление визы занимает много времени. На родину свою, в край голубых озер, она приезжает каждый год — отдохнуть, встретиться с сестрой, вспомнить детство.
Алена Калабухова
Источник статьи: газета На Западе Москвы, Солнцево №9(56) сентябрь 2014