
В июне этого года правительством Москвы совместно с «КБ Стрелка» был объявлен открытый национальный конкурс на разработку архитектурно-художественной концепции интерьеров станций «Новопеределкино» и «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии метро. Организаторы поставили задачу разработать дизайн-проект платформенной зоны, кассовых залов и зон эскалаторов, подуличных переходов вестибюлей, павильонов над лестничными сходами и павильонов лифтов для маломобильных групп населения, сообщили «Деловой газете» авторы проекта.
Московский метрополитен — основная и крупнейшая транспортная артерия, играющая важную градоформирующую роль. Наряду с быстротой и доступностью, столичное метро — одна из главных достопримечательностей, признанных за высокие эстетические свойства. На данный момент реализуется беспрецедентная программа развития столичного метро. До 2020 года планируется построить более 160 км линий и 78 новых станций. В июне началась разработка концепций участниками, среди которых была команда молодых архитекторов «Nude Architects» в составе Александра Амирова (г. Краснодар) и Виктории Стрижак (г. Нижний Новгород). Основной их задачей при проектировании стало стремление совместить современные технологии, основанные на параметрическом подходе к инженерно-конструктивной составляющей и создание уникального архитектурно-художественного облика станции
Главной идеей концепции краснодарских архитекторов послужило название станции «Солнцево», которое происходит от одноименного рабочего поселка, вошедшего в 1984 году в состав Москвы. Стилеобразующим элементом всех компонентов станции (от надземных павильонов до платформы) выбрано древнеславянское изображение солнца, которое трансформируется и технически воплощается в новейших материалах и конструкциях. При этом, архитекторы постарались представить станцию не статичным пространством, а динамически изменяемой структурой в которой посетителям комфортно, удобно, безопасно и интересно пребывать.
Павильоны лифтов для МГН и павильоны над лестничными сходами по задумке «Nude Architects» внешне представляют собой стеклянные объемы, объединенные общим навесом — пергалом из стекла и металла. Это современное стилистическое решение привлекает внимание прохожих, тем самым являясь знаковым ориентиром для пассажиров. Узловые конструктивные элементы металлической части пергол повторяют основной стилеобразующий элемент концепции проекта. Светопрозрачные материалы обеспечивают хорошую инсоляцию павильонов. А тени, которые отбрасывают металлические конструкции навесов, создают необычное решение интерьеров.
Платформенная зона концептуально и колористически представляет собой идиому суточного оборота земного шара вокруг своей оси. Стилеобразующий элемент в виде символического изображения солнца в результате параметрических расчетов плавно перетекает с потолка на колонны. Более того, под действием движения воздушных масс по воздуховодам по прибытии поезда на станцию, все элементы облицовки приходят в плавное поступательное движение. На платформе происходит непрерывная инсталляция, добавляющая художественной ценности месту. Интегральное освещение платформы и экологичные материалы позволяют подходить к проекту со стороны эргономики.
В кассовых залах и зонах эскалаторов архитекторы планируют использовать колористическое решение общее для всех элементов станции метро. Поднимаясь по эскалатору с платформенной части в кассовый зал зрительная зона пассажиров не страдает от отсутствия визуального наполнения. Как известно, однообразное агрессивное визуальное поле негативно сказывается на психике и повышает уровень преступности. Напротив, светодиодное освещение выполненное в виде символического изображения солнца наполняет визуальное поле и создает достаточное освещение для данного типа помещения.
Подуличные переходы вестибюлей по проекту выполнены лаконично с соблюдением цветовой гаммы колористического решения всего проекта. Сохранен основной стилеобразующий элемент композиции – трансформированное изображение солнечного круга, которое находит свое отображение в системе освещения пространства.
Авторы проекта надеются, что на основе собственного параметрического подхода им удалось создать уникальную архитектуру и совместить новейшие инженерно-конструктивные элементы, современные технологии и единый архитектурно-художественный облик пространства, в котором комфортно и приятно пребывать.