Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



Екатерина Дмитриевна Величко

Война и мир радистки Кати, жительницы Солнцево

28 апреля Екатерина Дмитриевна Величко отметит свое 90-летие. Хоть и выпало на ее долю немало испытаний, она остается оптимисткой и очень светлым, открытым человеком.

Екатерина Дмитриевна Величко
Екатерина Дмитриевна Величко


Село

Родители Екатерины Дмитриевны – из небогатых крестьянских семей. И отец Дмитрий, и мама Прасковья были людьми трудолюбивыми, работящими. Когда поженились, купили в деревне Малиновке (Тамбовская область, Лысогорский район) крохотный домик. У супругов родилась сначала одна девочка (Екатерина Дмитриевна), потом вторая, и дом стал мал.
Односельчане помогли возвести бревенчатый фундамент под новый дом, а дальше отец с матерью строили все сами. В этом доме родились еще пятеро детей. Родители постоянно работали, чтобы прокормить большую семью. Когда в деревне образовался колхоз, отец Екатерины Дмитриевны вступил туда и передал лошадь, но с условием, что будет сам на ней работать.
Екатерина Дмитриевна помнит, как он вставал ни свет ни заря и шел работать в поле. В 1939 году отца забрали на войну с Финляндией. К счастью, оттуда он вернулся цел и невредим, устроился мастером по пошиву шуб для военных. Катя к тому времени уже окончила семь классов и решила, что пора начать зарабатывать, помогать родителям растить младших ребят.
Вместе с подружками она собралась в Москву, чтобы устроиться на кирпичный завод. Нужен был паспорт, а в те времена его давали только с 16 лет. И тогда девочка прибавила себе два года, чтобы получить документ. В итоге датой рождения было записано 28 апреля (а на самом деле – 19 апреля) 1923 года, вместо 1925 года.

Город
Так и стала Катя Четырина (девичья фамилия) работницей кирпичного завода в подмосковном Кучино. До сих пор вспоминает, каким тяжелым был тот труд. Жили в общежитии, питались в основном тем, что привозили из деревни: пшено, картошка, иногда позволяли себе купить ливерной колбасы. Выходной – только раз в неделю, по субботам. Этот день Катя часто тратила на то, чтобы пойти в магазин, в основном в ЦУМ, и, отстояв там длинную очередь, купить что-то из одежды младшим братьям и сестрам.
Как и большинство советских людей, о начале войны Екатерина Четырина узнала по радио. Вместе с подругами она дежурила на крышах, тушила зажигательные бомбы, которые сбрасывала во время налетов фашистская авиация. С приближением к Москве войск противника завод закрыли, а Катю вместе с другими рабочими отправили в Орехово-Зуево, где на одном из предприятий она стала шить пожарные рукава.
Спустя некоторое время всех эвакуировали в Алапаевск. Но, приехав туда, Катя с подругами оказались не у дел: нужны были специалисты, а у них никаких профессий не было. Вот и решили девушки, что нужно возвращаться домой, в Малиновку. Напросились в товарный поезд, который вез на фронт лошадей. Доехали до Рязани, а потом их высадили. До Тамбова добирались на крыше уже другого поезда. А потом 30 километров до родной деревни – на чем придется…

Партизаны
Сначала Катя работала в Малиновке, помогала родителям, потом ее отправили рыть окопы под Тамбовом. Отца в 1943 году забрали на фронт, оттуда он уже не вернулся. Думая, как лучше помочь матери, которая осталась одна с маленькими детьми, Екатерина решила выучиться в Саратове на киномеханика, чтобы приобрести профессию, которая позволяла бы зарабатывать на жизнь. Но проучилась она там недолго. Школа партизанского движения набирала курс радистов-шифровальщиков, и юная Катя отправилась на учебу в эту школу.
После шести месяцев обучения весной 1944 года вместе с другими бойцами партизанского отряда «За честь Родины» радистку-шифровальщицу Екатерину Четырину забросили в тыл к врагу, в Яновские леса (Польша). Екатерина Дмитриевна рассказывает, как сбрасывали ночью на парашюте, и была опасность повиснуть на дереве, попасть в руки врагу. На хрупкой девушке – рация, к которой прилагались тяжелые, похожие на кирпичи, батареи, да еще парашют, автомат, финка, чтобы отрезать стропы.
К счастью, приземление было удачным.
В задачу партизанского отряда входила подрывная деятельность в тылу врага. Под откос пускались поезда, взрывались вражеские машины, склады, к движению привлекались местные жители, которые хотели бороться с фашистами, сбежавшие в леса военнопленные.
Противник часто проводил карательные операции, чтобы уничтожить партизан. Иногда приходилось по нескольку дней, а то и недель укрываться в тесных ямах, напоминающих погреб, накрытых деревянным накатом и замаскированных елками.Дышать, шевелиться в таких укрытиях было крайне сложно. А еще – холод, голод и, конечно, постоянный страх смерти. Местные жители, а также прятавшееся в лесах еврейское население помогали партизанам с едой, одеждой. Катя была единственной девушкой среди бойцов-партизан, но они относились к ней уважительно и очень бережно. Без радистки партизанский отряд не смог бы существовать, ведь она держала связь по рации со штабом партизанского движения, который, используя разведданные, давал отряду нужное направление для передвижения.
В январе 1945 года партизанский отряд подошел практически к границе с Германией, но тут его встретил шквальный огонь противника. Пришлось отступать назад, в Чехословакию. Здесь в одном из боев погиб командир отряда. Остальных бойцов, включая Екатерину Дмитриевну, отправили в Киев, где их ждала демобилизация.

Победа
Вспоминая о времени своего пребывания в партизанском отряде, Екатерина Дмитриевна признается: там, в ужасных условиях войны, ей казалось, что уже никогда не удастся спокойно ходить по «большой земле» – так партизаны называли мир за пределами леса, в котором они воевали, и никого не бояться, ни от кого не прятаться…
Долгожданную Победу Катя встретила в родной Малиновке. Это был действительно праздник со слезами на глазах: не вернулся с войны отец, да в деревне практически не было семьи, где кто-нибудь из близких не погиб.

«Я прожила хорошую жизнь»
Поработав некоторое время в Малиновке, Екатерина Дмитриевна по комсомольскому призыву отправилась на Сахалин. Там она стала мастером по пошиву мужских брюк. Здесь же познакомилась со своим будущим мужем Алексеем Величко, который служил в армии авиационным механиком.
Вместе с Алексеем они прожили 52 года, воспитали двоих детей – сына Валентина и дочь Ольгу. Есть внуки, правнуки. Жаль только, не дожил Алексей Федорович до 70-летия Победы…
За время совместной жизни Екатерина Дмитриевна с мужем объехали многие города, участвовали в строительстве самых разных объектов, в том числе и нефтепровода «Дружба». Поработали несколько лет на Чукотке. А потом осели в уютной квартире в районе Солнцево, где сейчас Екатерина Дмитриевна и живет.
– Я прожила хорошую жизнь. У меня был замечательный муж, хорошие дети, внуки, правнуки, – говорит ветеран.
Она не чувствует себя одинокой, всегда в окружении близких. Часто встречается со школьниками. Они с интересом слушают ее рассказы, внимательно рассматривают многочисленные награды, среди которых два ордена Великой Отечественной войны IIстепени, медали «Партизану Отечественной войны» и «За победу над Германией». Отвечая на вопрос, почему люди продолжают воевать, неужели их ничему не учит опыт прошлого, бывшая партизанка отвечает однозначно: «Во всем виновата алчность. Войну всегда начинают те, у кого есть деньги, и ведут ее ради денег».
Как рассказала заместитель председателя Совета ветеранов района Солнцево Светлана Аркадьевна Штыхно, имя Екатерины Дмитриевны Величко включено в «Бессмертный полк Москвы» – и 9 мая ее портрет вместе с фотографиями других героев Великой Отечественной войны торжественно пронесут по центру города к стенам Кремля.

Елена Быкова

От редакции
Екатерина Дмитриевна очень просила нас опубликовать ее обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Выполняем просьбу ветерана.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я прошу Вас, чтобы Вы сохранили мир на нашей земле, чтобы люди больше никогда не увидели войны.
Большое спасибо за то, что Вы делаете для народа.
С уважением, Екатерина Дмитриевна Величко.
22.04.15 г.

© Ссылка на источник