Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня в Москве четыре гражданских аэропорта. Но знали ли вы, что когда-то именно Внуково выполнял роль основных воздушных ворот города? В этой статье, посвященной 85-летию Внуково, я расскажу об интересных моментах биографии старейшего из ныне действующих аэропортов столицы.
Фото: www.vnukovo.ru.
На сегодняшний день именно Внуково является старейшим столичным аэропортом. Шереметьево и Домодедово появились гораздо позже, а отсчет существования Внуково ведется с 7 июля 1938 года. Именно в этот день вышло постановление Совета Народных Комиссаров о строительстве в районе деревни и одноименной станции Внуково нового главного аэропорта Москвы.
Решение было довольно неожиданным и застало врасплох не только публику, но и руководство Главного Управления Гражданского Воздушного Флота. Ведь буквально совсем недавно, в 1937 году, была завершена масштабная реконструкция Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе, расположенного на Ходынском поле. В ходе масштабной реновации кардинально усовершенствовали аэродромные службы, уложили бетонную взлетную полосу, модернизировали капитальное здание пассажирского терминала, а по-соседству построили гостиницу для иногородних летчиков и пассажиров.
Располагался Центральный аэродром недалеко от центра города и параллельно Ленинградскому шоссе. До летного поля пассажиры легко добирались наземным городским транспортом, а буквально через пару месяцев намечалось открытие станции метро, которая так и назвалась — «Аэропорт».
Вид на аэропорт Внуково в первые дни после окончания войны. Фото: www.m24.ru.
Но у советского правительства имелись свои соображения. По периметру Центрального аэродрома располагались авиационные заводы и особые конструкторские бюро, на летном поле постоянно испытывались новейшие и в том числе секретные образцы военных самолетов. Вся эта деятельность была практически на виду, особенно с учетом того, что в Москву прилетали и иностранные самолеты. Перспективы дальнейшего развития аэропорта тоже были сомнительными. На Ходынке уже становилось тесно при совместной эксплуатации аэродрома авиапромышленностью и гражданской авиацией.
Центральный аэродром обеспечивал воздушную связь столицы с 20 городами СССР и зарубежья, и было понятно, что количество направлений и рейсов будет только расти. А вот возможность дальнейшего расширения аэропорта оставалась под вопросом, так как на Ленинградском шоссе уже возвели капитальные дома, да и на других концах аэродрома намечалось жилищное строительство.
Со временем гражданским авиаторам пришлось съезжать с такого удобного места. Ранее у них уже был негативный опыт временного базирования пассажирских самолетов на аэродроме Быково во время реконструкции Ходынки. Тот аэропорт не очень подходил для новейших типов самолетов, был совершенно не благоустроен и неудобен в плане трансфера из города. Чтобы доехать до Быково следовало сначала попасть на Казанский вокзал, оттуда на пригородном поезде до станции Удельная, где пассажиров ждала еще одна пересадка на автобус до аэропорта.
Аэропорт Внуково в конце 1950-х годов. Фото: www.pastvu.com
С маршрутом до Внуково выходило проще. Несмотря на расположение в 30 км от границ Москвы (того времени), он находился в непосредственной близости от Киевского шоссе, позволяя организовать прямое автобусное сообщение.
Сроки сдачи нового аэродрома постоянно переносились: с 1939 на 1940 год и далее на 1941-й. В итоге аэропорт Внуково был готов к приему самолетов только 2 июля 1941 года, но в силу понятных обстоятельств стал базой военной авиации.
С окончанием войны процесс переноса центрального столичного аэропорта провели почти молниеносно. Уже с сентября 1945 года самолеты, отбывающие и прибывающие в Москву, приземлялись во Внуково, где еще до войны успели возвести пассажирский терминал в архитектурном стиле триумф — так называемый сталинский ампир. Не слишком большой, но для объемов перевозок тех лет вполне достаточный.
Работы в аэропорту заняли еще несколько лет и завершились в 1954 году. Впереди стояла перспектива совсем иного уровня развития гражданской авиации: Внуково, как и другие аэропорты страны, вступал в эру массовых авиаперевозок.
Не секрет, что Сталин недолюбливал гражданскую авиацию, боялся громких катастроф, которые в те времена были рядовым явлением, и не поощрял разработки многоместных авиалайнеров.
Внешний фасад аэровокзала Внуково в 1960-х годах. Фото: www.m24.ru.
Поэтому вместимость новых самолетов «Аэрофлота» послевоенного времени, Ил-12 и Ил-14, оставалась в районе всего 30 мест. После смены вектора политики негласный запрет на большие самолеты сняли, и в разработку пошли лайнеры Ту-104 и Ил-18, способные перевезти втрое больше пассажиров.
Именно Внуково, как главный аэропорт страны, стал площадкой для дебюта новейших типов пассажирских самолетов. 15 сентября 1956 года из Внуково в направлении Омска и Иркутска стартовал первый пассажирский рейс реактивного Ту-104. В апреле 1959-го на взлет вырулили сразу два Ил-18 до Адлера и Алма-Аты. А двумя годами позже в Хабаровск впервые отправился турбовинтовой гигант Ту-114. Потом во Внуково путевку в жизнь получат Ту-124, 134 и 154, Ил-86, Ту-204 — практически все основные лайнеры советской гражданской авиации.
Самому аэропорту в новую реактивную эру стало тесно в прежних стенах. Уже в 1958 году к первому зданию пристроили два новых крыла, но и их вскоре стало не хватать — пассажиропоток увеличился в несколько раз и продолжал расти. Поэтому в начале 1960-х годов приступили к постройке еще одного павильона для пассажиров — легкого, воздушного, стеклянного. Он вступит в строй в 1964 году.
Примерно в это же время в составе московского авиаузла появятся еще два аэропорта: в 1959 году Шереметьево, а потом и самый большой в стране — Домодедово.
Процесс расширения аэровокзала перед «Олимпиадой-80». Фото: www.m24.ru.з
В Шереметьево перевели рейсы по северо-западу и международные полеты, Домодедово ориентировали на обслуживание маршрутов в Среднюю Азию и Сибирь. Тем не менее, введение в строй новых воздушных гаваней не помогло разгрузить Внуково, у которого, несмотря на отъем многих направлений, остались самые востребованные у пассажиров рейсы на запад и юг, включая курорты Крыма и Кавказа.
Загрузка аэропорта была самой высокой в московском авиаузле и превышала показатели Домодедово в три раза. По столпотворениям на регистрации и в залах ожидания Внуково превратился в авиационный аналог железнодорожного вокзала. В летние месяцы ситуация становилась критической.
Перед «Олимпиадой-80» начали еще одну реконструкцию пассажирского терминала. Возвели новый корпус с характерными циркулярными окнами на фасадах. Он позволил увеличить пропускную способность аэропорта сразу в три раза.
После распада СССР и разделения национального перевозчика «Аэрофлот» на множество мелких компаний, у Внуково начались печальные дни. Аэропорт по-прежнему считался главным авиаузлом Москвы, терминал «Внуково-2» на другом конце летного поля продолжал обслуживать правительственные делегации, но количество обычных направлений сократилось в несколько раз. Ушли полеты в отколовшиеся республики бывшего СССР, международный сектор был традиционно слаб, и в новой реальности звание главного аэропорта столицы перехватил Шереметьево. К 2004 году пассажиропоток Внуково упал до 2,5 миллионов человек в год — в шесть раз меньше, чем было в 1990 году.
Общий вид современных терминалов Внуково. Фото: www.carsharing-auto.ru
Но в том же 2004 году акции аэропорта были переданы Правительству Москвы, что ознаменовало его будущее возрождение. Вскоре открылся давно запланированный новый международный терминал, взявший на себя прибыльные чартерные рейсы. С 2005 года года появилась прямая железнодорожная связь с центром города: «Аэроэкспрессы» с Киевского вокзала начали приходить на новую подземную станцию, расположенную прямо у терминалов.
В последующие годы была проведена масштабная реконструкция технического обеспечения, взлетных полос, а в 2010 году распахнула свои двери первая очередь совершенно нового пассажирского терминала. В результате к 2019 году объемы перевозок через Внуково превысили показатели советского времени в два раза.
Именно Внуково уже в этом году станет первым столичным аэропортом, до которого дотянется метрополитен. Новая станция подземки расположится рядом с терминалами и будет конечной для Солнцевский ветки метро. С запуском поездов до станции «Внуково» время поездки из центра Москвы в воздушную гавань сократится до 40 минут. Причем без пересадок на другие виды транспорта. И это отличный подарок к 85-летию старейшего аэропорта Москвы.
Главная тема оформления станции метро «Внуково» — самолеты конструкторского бюро Туполева. Фото: www.mos.ru.
https://transport.mos.ru/mostrans/museum/bondarenko/115444