Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



Дорога

Почему продление Новоорловской улицы за СБВ нужно полностью отменить, или как Генплан фальсифицирует расчёты (подробный анализ)

Любой проект дорожного строительства должен быть обоснован необходимостью. Даже большинство федеральных трасс, едва пересекая границы московского региона, быстро сужаются до одной полосы в каждом направлении. Тем не менее, поперёк Ульяновского лесопарка предлагается аж четырёхполосная улица с тротуарами и велодорожками по обеим сторонам и локальными уширениями до 6 полос. Вдобавок, именно из-за неё запроектирована огромная развязка как раз там, где привыкли гулять уже несколько поколений жителей.

Мы не будем здесь обсуждать, какой удар это наносит по экосистеме леса и чувствам сотен тысяч людей. Попробуем разобраться, нужно ли в этом месте кому-нибудь ездить и если да, то почему.

Давным-давно в распоряжении Рабочей группы оказалась цифрограмма транспортных потоков, на которой по этой дороге в час-пик значатся фантастические 40 автомобилей в час, т.е. менее одного в минуту. Такая загрузка соответствует скорее дворовой территории. Эта несуразность обсуждалась с представителями Института Генплана Москвы в формате официальных совещаний. От цифрограммы там открестились, но пояснили, что этот участок – рудимент ранее существовавших планов, от которых отказались. Изначально предполагалось продлить Новоорловскую аж до микрорайона Солнцево-Парк, но потом нашёлся очень веский повод этого не делать.

 

tr1.PNG

Таким образом, Новоорловская, пересекая 389 проезд, теперь должна упереться в коттеджный посёлок Бристоль, т.е. практически в тупик, транспортным потоком из которого в расчётах можно и вовсе пренебречь. В этой связи, проанализируем цифрограмму, приложенную к тендерной документации. Она точно официальная и всеми подписанная. Цифрограмма отражает транспортные потоки на перекрёстке Новоорловской ул. с 389 проездом по всем направлениям.

tr2.PNG

 

Во-первых, даже по этим данным – 900 ам/час в одну сторону и 600 в другую – улица не набирает трафика на 4 полосы, да ещё с уширениями. Пропускная способность полосы регулируемого движения должна рассчитываться каждый раз, но ориентировочно составляет 800 ам/час (без светофоров было бы 1600). В случае Новоорловской это означает, что достаточно по одной полосе в каждую сторону с увеличением их числа на перекрёстке.

Во-вторых, как видно, учтён транспортный поток из Солнцево-Парка и обратно, а не только из Бристоля. Это по 150 ам/час в каждую сторону, т.е. 1/6 транспортного потока в сторону области и 1/4 в сторону центра.

В-третьих, заложен нереальный поток общественного транспорта – по 30 автобусов в час в каждую сторону, т.е. автобус каждые 2 минуты. Кто-то сомневается, что так не будет? Один автобус считается за 3 легковушки, и таким образом расчётчики выдумали ещё 1/10 трафика в область и почти 1/6 в центр.

В-четвёртых, давайте посмотрим, куда движутся эти 900 ам/час. 150, как отмечено выше, в Солнцево-Парк, и прямо проехать они не смогут, а будут вынуждены повернуть направо. Ещё 150 уже запланированы направо, итого 300 – это нагрузка на 389 проезд в сторону Рассказовки (почти 25% суммарного трафика). А вот в сторону Киевского шоссе направляется аж 600 ам/час! Это 40% (!) нагрузки на 389 проезд в этом направлении.

Обратите внимание, что цифрограмма рассчитана для утреннего часа-пик, а поток в область всё равно больше. Объяснения этому факту, как и тем 600 ам/час, что движутся в направлении Киевского шоссе, на этой цифрограмме найти нельзя. Откуда они вообще берутся, если можно проехать по СБВ? Дело в том, что поворот в центр на Киевское шоссе реализован только через разворотную эстакаду, из-за чего возникает существенный перепробег и, возможно, образуется пробка. В общем, быстрее получается объехать через 389 проезд. Это будет видно из следующей цифрограммы.

При добросовестном отношении к работе разработчики проекта в лице Института Генплана Москвы и заказчики в лице Москомархитектуры могли бы сами понять эту нехитрую логику и предусмотреть полную развязку там, где она никому не мешает. Но помешало что-то им, и к сожалению, скорее всего, речь идёт о банальной некомпетентности. Казалось бы, ещё свеж горький опыт МКАД, после лужковской реконструкции вставшего из-за развязок. Но нет: развязки продолжают проектировать ущербными, и этим обосновывают ущербное латание дыр, наносящее ущерб лесам.

Более новый, по сравнению со включённым в проект, вариант цифрограммы был получен Рабочей группой при поддержке префектуры ЗАО. Сначала сфокусируем внимание на участке, интересующем нас непосредственно.

 

tr3.PNG

 

Сразу бросается в глаза, что планируемое продление Новоорловской в Солнцево-Парк уже исключено из расчётов, и нагрузка на 389 проезд закономерно увеличилась.

Дальше придётся пояснить скучные вещи. Разбивки по направлениям на перекрёстках на этой цифрограмме нет, однако машины возникать из ниоткуда не должны. А значит, сумма машин, въезжающих на перекрёсток, должна равняться сумме машин, уезжающих с него. Проверим, например, для пересечения СБВ с Новоорловской: въезжает 3670+2580+990+740 = 7980 ам/час, выезжает 3060+2410+1600+900 = 7970 ам/час – всё сходится, и разница в 10 ам/час смущать не должна: это ошибка округления.

Но вот что интересно: если со стороны СБВ трафик по Новоорловской составляет 900 ам/час в сторону области и 740 в центр, то со стороны 389 проезда 410 и 530 соответственно. Та же картина на самом 389 проезде: в районе Новоорловской 1240 ам/час в сторону Рассказовки и 1180 в сторону Киевского шоссе, а в районе Боровского шоссе 1310 и 1300 соответственно. В чём же дело?

Дело в том, что в этом месте расположен ЖК Рассказово, который даёт то, что в математической теории называется источниковым членом. По-простому, изменение числа машин, движущихся по дороге, проходящей через жилой район, нормально и понятно. Только вот в какую сторону должен сходиться баланс? Напомню, что цифрограмма приведена всё ещё для утреннего часа-пик, а значит, из жилого района машины должны выезжать, а в офисные центры – въезжать. Подсчитаем баланс:

 

  • 410-900 = -490, т.е. 490 ам/час на въезд!
  • 740-530 = 210 ам/час на выезд
  • 1310-1240 = 70 ам/час на выезд
  • 1180-1300 = -120, т.е. 120 ам/час снова на въезд!

 

Суммарно получается 330 ам/час на въезд в ЖК Рассказово! Оговоримся, что это разница, а точное количество определить из цифрограммы нельзя. Т.е. если из ЖК никто не выезжает, то 330 ам/час там паркуются, если выезжают 500 ам/час, то паркуются 880 и т.д., но всё равно на 330 больше, чем выехало.

Такой результат прямо противоречит здравому смыслу. Вариантов объяснения всего два: или в ЖК Рассказово планируется грандиозный офисный центр, такой, что число рабочих мест там превышает число взрослых жителей, или Генплан занимается подгоном. Беспокойства по поводу первого варианта можно попробовать развеять запросом в соответствующие органы власти Москвы (если вы им ещё доверяете), а мы для себя примем второй, и вот почему.

Обратите внимание на проектную документацию. Новоорловская улица подходит к ЖК Рассказово вплотную, но ни одного заезда в него не предусмотрено, только в СНТ Лель. Это значит, что потоки по Новоорловской со стороны СБВ и 389 проезда должны быть равны в точности. Даже если учесть возможный разворот, должна сходиться сумма. Т.е. если с одной стороны 410+530, то с другой может быть, например, 390+550. В любом случае, это уже меньше, чем в проекте.

tr4.PNG

 

Какие алгоритмы заложены в расчётную программу, не знают, похоже, и в самом Институте Генплана: мол, программа канадская, вот там и спрашивайте. Тем не менее, законы математики она нарушить не может. ЖК Рассказово, как и любое место притяжения, является и источником машин, и стоком, т.е. они и отъезжают, и паркуются. Если все источники и все стоки завысить в 2 раза, то в 2 раза возрастут и расчётные транспортные потоки. В нашем случае баланс сошёлся в неправильную сторону, что говорит о завышении величины стока. Естественно, это тоже приводит к завышению транспортного потока.

Поскольку Рабочая группа давно ставила вопрос об отмене этого участка дороги, мы считаем, что имеет место умышленная фальсификация расчётных данных. Ну или, в крайнем случае, те, кто их выполняли, вообще не понимают, что они делают.

Таким образом, более менее честным трафиком по Новоорловской в сторону 389 проезда можно считать 410 ам/час. 50 ам/час в Бристоль можно пренебречь: однозначно определить, откуда именно они берутся, нельзя, но ясно, что погоды они не сделают. Тогда получается, что эти 410 ам/час делятся между поворотом направо, в сторону Рассказовки, и налево, в сторону Киевского шоссе, причём в сторону Киевского шоссе направляется не менее 1520-1180 = 340 ам/час, а остальные 70 ам/час (или меньше, но не больше) – в сторону Рассказовки.

И здесь надо повторить то, о чём было сказано ранее. Ясно, что эти 340 потом поедут в основном в центр. Это можно было бы сделать и по СБВ, но обратите внимание, что там происходит. Рациональное объяснение было дано выше: из-за отсутствия съезда на Киевское шоссе образуется пробка. Во всяком случае, в расчёте это так, и именно этот факт генерирует 340 ам/час трафика из 410.

Если вглядеться пристальнее, то даже это становится сомнительным. На цифрограмме толщина линии пропорциональна транспортному потоку. На поворот с СБВ на Киевское шоссе в центр линия настолько тонкая, что соответствует десяткам ам/час. Это уже второй случай подозрительного результата. Во всяком случае, разъяснения расчётчиков на этот счёт хотелось бы услышать.

Не забудем про завышенный поток общественного транспорта. Итого трафик по Новоорловской в сторону 389 проезда возвращается к исходным 40 ам/час. Ну, максимум 70.

Откуда же берётся поток в обратную сторону? Пробка на 389 проезде от самого Киевского шоссе в утренний час-пик прямо-таки режет глаз. Представляете, что будет в вечерний из-за этой Новоорловской?

Обратите внимание на вечно стоящий перекрёсток Шолохова и Боровского шоссе. Там всё зелёное. Это означает, что в расчёте заложено безостановочное движение по Боровскому шоссе, от реализации которого отказались. Это генерирует транзитный поток с Киевского шоссе на Боровское. В какой-то мере он присутствует и в реальности, но всё-таки весьма ограничен. Опять же, должны сходиться балансы в узлах. По-прежнему пренебрежём Бристолем и допустим, что все 410 ам/час, движущиеся по Новоорловской в область, сворачивают налево. Тогда с 389 проезда со стороны Рассказовки на Новоорловскую сворачивают лишь 1180+410-1520 = 70 ам/час (или меньше, но не больше). И это логично: даже без пробки на СБВ перепробег по этому маршруту такой, что туда никто не поедет. Значит, не менее 460 из 530 ам/час – это транзит с Киевского шоссе. Куда? Поворота с Новоорловской на СБВ сторону Минского шоссе нет, а назад на Киевское ехать было бы глупо. Значит, это транзит собственно на Новоорловскую и дальше на Боровское шоссе, потому что оно заложено как безостановочная магистраль. Этого транзита тоже не будет.

В результате проведённого анализа, можно заключить: по Новоорловской транспортный поток в сторону центра, как и в сторону области, возвращается к исходным 40 ам/час или около того, а расчётов, которым можно доверять, просто нет. И оснований строить эту дорогу тоже. Мы понимаем, что она может быть полезна тем, кому из Рассказово надо именно на Новоорловскую. Но даже оттуда выезжать на Киевское и Боровское шоссе быстрее будет по-старому, а значит тех, кому она полезна, подавляющее меньшинство – те самые несколько десятков автомобилей в час в пике.

Если тезисно подытожить, наше мнение таково:

 

  • Даже по официальным данным расчётный транспортный поток слишком низкий, чтобы обосновать четырёхполосную дорогу. Реальный транспортный поток составит несколько десятков автомобилей в час;
  • Расчётные потоки завышены в силу следующих причин:
    1. ЖК Рассказово в утренний час-пик некорректно представлен как место притяжения транспортных потоков;
    2. Учтён поток из мкрн. Солнцево-Парк, которого не будет из-за отказа от продления Новоорловской ул. до ул. Авиаконструктора Петлякова;
    3. Существенно завышен транзит с Киевского на Боровское шоссе, поскольку от реализации проекта безостановочного движения по Боровскому шоссе отказались;
    4. Многократно завышена нагрузка от общественного транспорта;
  • Тот поток, который всё-таки возникает, вызван отсутствием съезда с СБВ на Киевское шоссе и дополнительно нагружает 389 проезд, не улучшая транспортную ситуацию в целом;
  • Разработчики проектов в лице Института Генплана Москвы и Москомархитектуры халатно отнеслись к анализу расчётных данных, а также, вероятно, умышленно их фальсифицировали.

 

Всё это привело к принятию ошибочных планировочных и градостроительных решений, причём не были извлечены даже уроки недавнего прошлого. Как и при лужковской реконструкции МКАД, узкие места закладываются именно на развязках – на этот раз, за счёт повсеместного применения развязок неполного типа.

Таким образом, с нашей точки зрения, реализация проекта продления Новоорловской улицы от СБВ до трассы Московский – Рассказовка запланирована исключительно с целью распила леса. Считаем, что его нецелесообразность понятна всем, и настаиваем на полной отмене.

© Ссылка на источник