31 января в нашем храме прошла очередная лекция в рамках проекта «Архитектура семьи». В этот раз ведущим встречи стал настоятель нашего храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево иерей Александр Волков. И кому, как не настоятелю, было затронуть такую тему, как «Большая и малая семья» — о семье и церкви .


Говоря о приходах в городах, отец Александр обратил внимание на проблему индивидуализма, когда люди в приходах не знают друг друга. В идеале, на приходе должно быть по два-три десятка семей, где все друг друга хорошо знают, когда создается некая общность, целостность, а появление в приходе нового человека, как члена большой семьи — для прихода событие. Такое «одиночество» людей в храме противоречит изначальному смыслу Церкви Христовой. Ведь понимание семьи, как христианской общины, было дано на Тайной вечере, затем воплотилось в Евхаристии, когда семьей считались все, кто пришел на собрание. Смысл собраний первых христиан по воскресным дням заключался в прославлении Воскресения Бога. То есть члены общины должны не только быть знакомы друг другу, но и чувствовать себя членами одной семьи, объединенной единым смыслом — Христом.

А вот для того, чтобы научиться общаться в церкви, нужно научиться этому в своей собственной семье. Ведь большая церковная семья состоит из малых семей, и там и там есть узнавание друг друга, и «притирка», в которой особенности каждого сглаживаются. Сначала человек учится принимать другого в семье, а потом это у него получается в церкви. А главное, что в центре и большой и малой семьи стоит Христос! Это тот стержень, на котором все держится. Христос собирает семью в таинстве Венчания, а церковь — в таинстве Евхаристии. Жизнь семьи и жизнь прихода могут складываться по-разному, но без этого стержня все быстро распадается.
Христос — есть смысл всего! Если острота этого понимания притупляется, молитва становится простым повторением знакомых слов, а посещение храма просто хорошей семейной традицией, то смысл теряется. На его месте образуется пустота, а там, где нет света появляется тьма.
Семья и церковь — сообщающиеся сосуды: община начинает формироваться в семье, а то, что выносится из храма, реализуется в семье; семья — основа для жизни в церкви, жизнь в общине — условие спасения для семьи.
Семья в Христовом понимании — это люди, собирающиеся в церкви и исполняющие законы Бога. Поэтому приходскую жизнь следует понимать не как самоцель, а как средство сближения членов большой семьи в их вере. Не будет правильным, отдав ребенка в воскресную школу, не воцерковляться другим членам семьи, поскольку цельность формирования смысла (веры) ребенку может дать только семья. А воскресная школа может быть хорошим подспорьем в этом деле. Надо отдать должное, что детская воскресная школа нередко становится «якорем» для прихода в храм родителей.
Бывает так, что не все члены семьи разделяют веру в Христа. Тогда община дает верующему опору и поддержку, а тот, в свою очередь, полученную в церкви благодать «передает» своей семье. Поддержка действительно очень нужна, потому что это большой труд своей жизнью свидетельствовать о Боге, ведь через тебя — верующего человека — остальные члены твоей семьи смотрят на Христа.
Также отец Александр особое внимание уделил домашней молитве, поскольку опыт общей молитвы начинается в семье.
О том, как тесно переплетены между собой большая и малая семья, как они врастают друг в друга, а также ценные (а некоторые очень даже неожиданные) советы отца Александра, как избегать привыкания к молитве, хождению в храм «по привычке», что нужно делать, если понял, что уже произошло такое привыкание, и как «пробить духовные поры», можно узнать, посмотрев ниже видео встречи.

© Ссылка на источник