На фото слева направо: Сергей Караев, Екатерина Сахарова, Елена Белогорцева, директор школы №1002 Ева Григорьевна Солодуха, Андрей Рябченко, Анжела Коберник

На минувшей неделе стали известны итоги 30-го конкурса педагогического мастерства «Учителя года Москвы — 2020». Серебряными призерами конкурса стали учителя школы №1002 из района Солнцево Западного округа.

Корреспондент «НЗМ» встретился с командой победителей, в состав которой вошли Андрей Рябченко, Анжела Коберник, Екатерина Сахарова, Елена Белогорцева и Сергей Караев.

Из 69 команд, принявших участие в конкурсе, команде школы №1002 удалось дойти до финала и завоевать призовое место. С какими трудностями пришлось столкнуться?

— Отбор на юбилейный конкурс был более жестким, чем в остальные годы. Для участия приглашались учителя, уже достигшие определенных результатов – победители и лауреаты различных конкурсов и олимпиад, получатели грантов Московской электронной школы. Изменен был и формат конкурса – в этом году он стал командным, что тоже усложнило задачу, поскольку каждый участник конкурса нес ответственность не только за собственные успехи, но и за результат работы всей команды. Система отбора состояла из командных и индивидуальных тестирований, блиц-турниров и различного рода заданий. Пройдя все испытания, до полуфинала дошла 26 команд, до финала – 9.

Расскажите о самом сложном испытании.

— Самой сложной и важной задачей была разработка командами социально-значимого образовательного проекта, который можно было бы реализовать в масштабах города. Развитие проекта происходило с первых дней конкурса – от идеи до воплощения. Организаторы предложили общую концепцию – развитие функциональной грамотности. Простыми словами, это развитие способности на практике выбирать наиболее верные решения в той или иной ситуации. Нами было принято решение развивать такие навыки одновременно и у школьников, и у их педагогов.

Как называется ваш проект? В чем его суть?

— Проект называется «Школа настоящего будущего». Это открытый кейс-курс по формированию функциональной грамотности. Кейсы в данном случае, это некие «жизненные истории», в рамках которых есть вся необходимая информация, которая позволяет принять решение, разрешить конфликт, найти наиболее подходящий ответ.

На сегодняшний день многие взрослые сетуют, что «котангенсы и бензольные кольца» из школьной программы не могут пригодиться в реальной жизни. Но ведь есть бытовые проблемы: к примеру, расчет показаний электросчетчика в зависимости от времени суток или стоимости поездки в разнотарифных зонах, вычисление верного количества стройматериалов при ремонте. Любой взрослый человек сможет научиться применять имеющиеся у него теоретические знания в решении повседневных бытовых задач.

На каком этапе находится реализация вашего проекта?

— Уже есть платформа, на которой возможно реализовать проект. Предложено несколько кейсовых занятий, готовых к применению на практике. По своему строению проект является пополняемой базой, в работе с которой могут принимать участие не только учащиеся, выполняющие кейсы, но и учителя предметники, у которых есть возможность добавлять собственные разработки в общую базу.

В чем отличие задач, предлагаемых в кейсах, от задач, которые ставятся перед школьниками на уроке?

— Учащиеся на уроке в определенной мере ограничены рамками одного предмета. Конечно, на уроке присутствуют задания, затрагивающие различные дисциплины. Однако на химии ученики занимаются, прежде всего, химией, на физике – физикой, и так далее. На сегодняшний день не было единого пространства, где школьники смогли бы участвовать исключительно в метапредметных занятиях.

Мы предлагаем, чтобы в роли «объединителя предметов» выступил классный руководитель, который во время классного часа будет проводить разработанные нами кейсы. Школьники высказывают свое мнение, ищут наиболее подходящий ответ для выхода из определенной ситуации. Ни у одного кейса нет единственного верного ответа, что позволяет вовлечь учащихся и учителя в поиск совместного, наиболее подходящего решения для поставленной задачи.

Могут ли преподаватели и учащиеся из других школ в дальнейшем присоединиться к проекту?

— На данный момент проект в пилотном режиме реализуется в нашей школе. Восьмиклассники и их классные руководители вместе вовлечены в решение предложенных задач. Проект уже включен в пятилетнюю программу развития школы №1002. В ближайшем будущем он будет представлен на суд Департамента образования и науки, где вероятно получение поддержки на более масштабном уровне – в таком случае проект может быть предложен для всей Москвы.

Кейсовые задания будут доступны только для учащихся образовательных учреждений, или любой желающий может их решить?

— Проект является социально значимым. Впоследствии, при его успешной реализации в школе, проект может выйти за рамки школьных стен и распространиться среди местных жителей, например, района или всего округа. Ведь функциональная грамотность — это область, которая важна всему населению.

— Ольга Кортосова