Мастер- класс «Первые шаги в мир вокала» провела преподаватель ЦДТ «Ново-Переделкино» Елена Соколова. Занятие подойдёт людям любой возрастной категории. Кроме того, умение правильно дышать пригодится не только желающим научиться петь, но и всем, кто хочет быть здоровым.
«Главный вопрос- как правильно дышать при пении. Есть несколько типов дыхания. Рассмотрим дыхание ключичное, при вдохе плечи поднимаются вверх, оно характерно для детей и начинающих певцов. Во время ключичного дыхания задействована только верхняя часть лёгких. Так человек дышит во время болезни. Для вокала он вреден и непригоден, однако, как я уже сказала, распространён для начинающих вокалистов. Во избежание использования ключичного дыхания при вдохе мысленно оттягивайте плечи вниз, как бы «бросайте» их»,- рассказывает педагог.
Далее Елена Соколова говорит о грудном дыхании:
«При грудном или реберном дыхании расширяются верхние ребра, и лёгкие заполняются воздухом. Оно больше свойственно женщинам с высоким сопрановым тембром голоса. Им пользуются при исполнении высоких пассажей или трелей».
Третий тип дыхания брюшной:
«Во время брюшного дыхания активизируется диафрагма. Благодаря усиленной работе брюшного пресса, в процессе диафрагмального дыхания, легкие как верхняя, так и нижняя их часть в полной мере заполняется воздухом».
Соколова отмечает, что мужчинам более свойственно брюшное или низкое дыхание, потому что они обладают низким тембром голоса, а у женщин оно выше и приближается к грудному.
Также есть дыхание смешанное:
«Его еще называют нижне-реберное или диафрагмальное, оно самое правильное и полезное. При вдохе нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма в это время как бы «отжимается» книзу. Смешанный тип присущ для речевого дыхания. Он не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает их кислородом. При нем проще всего получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать. Как правило, вокалисты как дети, так и взрослые пользуются смешанным дыханием с преобладанием либо грудного, либо брюшного».
Соколова добавила, что между дыханием и качеством звука при пении есть прямая связь:
«Например, надрывный звук указывает на то, что мы неправильно дышим, на отсутствие опоры, когда нам не хватает воздуха даже на простую фразу. Кроме того, перебор воздуха или шумный вдох тоже вреден, как и громкое, форсированное пение. Важен не столько тип дыхания, сколько выработка свободного дыхания, свободы мышечных движений, которая обеспечит координацию всех составляющих голосового аппарата».
Елена Соколова рекомендует упражнение:
«Ложимся на спину, руки вдоль туловища, можно положить что-то на живот. К примеру, детям игрушку или бутылочку. При вдохе надуваем живот, при выдохе сдуваем верхнюю часть, а верхнюю надуваем. Выполнить упражнение стоя сложнее, т.к. нужно надувать ребра. Во время вдоха ребра расширяются, на выдохе выталкиваем живот, а ребра при этом сужаются. Если живот уходит при вдохе внутрь, то воздух всё равно захватывается грудной клеткой. Во время пения брюшная полость должна быть как бы надута. Удерживайте себя в таком состоянии во время занятий».