Старое Солнцево

Интервью с историком, педагогом, зав. сектором отдела «Музей Археологии Москвы» Александром Афанасьевым.

Александр Афанасьев во время экскурсии в музее
Александр Афанасьев во время экскурсии в музее

Александр — автор большого материала об истории района Солнцево и организатор трёх краеведческих выставок в галерее «Солнцево».

В 2006 году вы переехали в Солнцево. Почему вы выбрали этот район? Чем он вам понравился? Какие любимые места появились? Чем так зацепил район, что захотелось глубоко узнать его историю?

Мой переезд связан с моей женой Екатериной. Я переехал в Солнцево после нашей свадьбы. До этого, изначально, с рождения я проживал в Перово, позже — ближе к центру, в Таганском районе, и с 2006 года я проживаю в Солнцево. Район я знал и до 2006 года. В соседнем Переделкино у меня проживал замечательный друг, и мы периодически с семьёй приезжали к нему в гости ещё в 90-е. Когда мы проезжали на автобусе по Боровскому шоссе, я замечал уже тогда необычные детали — насыщенность парками, пруд.

Благодаря этому району случилось моё знакомство с выставочным залом «Солнцево». В 2006 году я пришёл в зал, познакомился с тогдашним руководством, и мы стали организовывать первые лекции, посвящённые истории Москвы, истории России. Впоследствии, был организован археологический кружок, который я вёл. С тех пор у нас замечательные отношения с выставочным залом.

Все воспоминания о районе связаны с моей семьёй. Здесь мы гуляли с детьми, с женой. Я живу на Производственной улице, люблю гулять на пруду, в парке с памятником, посвящённом участникам ВОВ.

Как только я переехал в район, это место сразу вызвало у меня интерес с точки зрения краеведения. Трудно быть историком и не интересоваться историей места, в котором живёшь. Всегда интересно узнать о месте, где находишься. В первые годы работы в музее я больше интересовался историей Москвы в целом. А позже, когда появились первые мысли о создании различного рода выставок, мероприятий, связанных с районом Солнцево, конечно, появились и потребность и интерес в изучении истории этого района. Я обращался к местным краеведам, знатокам района, старейшим жителям, к литературе, которую можно было найти в библиотеках. Обычный интерес перевоплотился в интерес к созданию выставочных проектов и пеших экскурсий, мастер-классов.

Уличная экскурсия по Солнцево, 2017 г.
Уличная экскурсия по Солнцево, 2017 г.

Вы проделали огромную работу, собрали информацию об истории района Солнцево — это большой краеведческий материал. Как долго шла эта работа? Вы можете выделить алгоритмы такой работы, если кто-то из наших посетителей захочет также рассказать о каком-нибудь не безразличном ему месте?

Это был долгий процесс. За несколько лет было проведено несколько выставок. Первая выставка была типичной краеведческой, небольшой. Мы её обыграли через историю этих мест и окружающей территории, мы рассказали о соседних районах, собрали достаточно большое количество информации, посвящённой различным любопытным объектам Солнцево. И у нас уже были фотографии. Эта выставка, по сути, была фотографической. Мы привлекали фотографов, делали собственные снимки. Я обращался к местным знатокам и краеведам. Важным моментом является, что мы привлекли к выставке такую замечательную науку, как археология. Тогда я уже работал в музее, и мне удалось использовать несколько не фондовых керамических сосудов, в той или иной степени относящихся к периоду в истории, о котором мы рассказывали. Эти предметы не имели 100 % отношение к этим местам, но они гармонично дополняли раннюю историю Солнцево. Сочетание фотографий, текстов, предметов, обнаруженных в ходе археологических исследований, как мне кажется, позволили создать выставку.

Александр Афанасьев
Александр Афанасьев

Вторая выставка была посвящена долине реки Сетунь. Известно, что приток реки Сетунь — Сетунька связан с районом Солнцево, и знаменитый пруд черпает оттуда воду, и часть реки Сетунька находится под землёй. Для этой выставки мне понадобилась не только помощь жителей района, но и посещение архива. Именно там мне удалось найти уникальные карты, схемы, планы. И нам удалось проследить и историю реки, и историю этих мест, и историю людей.

Совместное фото после кураторской экскурсии по выставке "Река Сетунь. История воды и людей".
Совместное фото после кураторской экскурсии по выставке «Река Сетунь. История воды и людей».

Третья выставка была посвящена значимым местам в районе, некоторых из них уже не существует. И эта выставка была посвящена старейшим жителям района. Это совмещение места и людей позволяет раскрыть историю любого района. Подготовка к этой выставке стала наиболее кропотливой: это и архивные материалы, и создание замечательного макета, который и сейчас можно увидеть в галерее «Солнцево», это подборка материалов, фотографии, беседа с людьми, знающими район.

Интервью на открытии выставки "Достопримечательности Солнцево".
Интервью на открытии выставки «Достопримечательности Солнцево».

При создании выставки «Река Сетунь. История воды и людей» я отталкивался от центрального экспоната, который мы не демонстрировали вживую — реки Сетунь. И вокруг этого строился рассказ.

Любая выставка, как художественное произведение, у неё есть начало и завершение, и процесс, который между ними существует. Есть река, вокруг которой строится повествование, есть места вокруг и есть люди, с ней связанные.

Приходилось отталкиваться от конкретного места и людей, которые могли описать район.

Первая выставка о районе была неким смешение двух последующих, но в облегчённом варианте.

В целом можно выделить три этапа:

1) поиск центрального узла, экспоната, темы (река, здание и т.п);

2) изучение источников (посещение библиотек и архивов);

3) общение с людьми, которые проживают в этом месте, доме, районе давно;

Затем идёт совмещение всех частей. После этого думаем, как это всё представить, предложить. Важно расставить приоритеты, красиво оформить, расставить реперные точки.

Вишенкой на торте любой экспозиции является проведение авторских экскурсий и мастер-классов.

Кураторская экскурсия по выставке "Достопримечательности Солнцево".
Кураторская экскурсия по выставке «Достопримечательности Солнцево».

Источники при создании выставки бывают документальные, картографические, архивные, литературные.

Нельзя забывать о том, что любая выставка, независимо от авторского взгляда, это ещё и правильное расположение фотографий, экспонатов. Я всегда старался придерживаться временного принципа, хронологии.

Вы — историк по образованию и ваша профессиональная сфера связана с историей. Когда у вас возник интерес к этой науке?

Первый интерес к этой науке возник в 6-7 классе. Мне было интересно, что было и происходило до того момента, когда существую я, моя семья, моя бабушка. Позже было очень интересно изучать старые учебники истории, по которым занимался ещё мой отец. Я очень увлёкся историей Средневековья. И эти учебники 60-70 годов увлекали меня. К 8-му классу меня интересовала история наполеоновских войн и Войны 1812 года. В 9-10 классах у меня было два варианта, связанных с самоопределением. Я учился в музыкальной школе, играл в оркестре на кларнете, мы даже ездили за границу с гастролями. Также формировался чёткий интерес к исторической науке. Нужно было выбирать. Я решил, что музыка — это, конечно, моё, но это не то, чем я буду заниматься в дальнейшей жизни. Больше склонялся к истории. Хотя не всегда было полное взаимопонимание с учителем по истории. В 10-11 классе я усердно готовился к поступления в университет. И поступил на исторический факультет Московского городского педагогического университета. У нас был замечательный курс. Пусть у меня нет научных степеней, но определённые навыки, которые я приобрёл на историческом факультете, помогли в моей нынешней работе и в период, когда я работал учителем истории, и когда организовывал выставки.

Одно из ваших увлечений — археология. Была ли у вас возможность на практике окунуться в мир археологии? Вы бывали на раскопках? Какие места или факты оставили след в душе?

Археология — составляющая истории, это то, без чего мы не можем представить себе какие-то общеизвестные исторические факты. Благодаря археологии мы узнаём, например, о том, что происходило в эпоху каменного века, в эпоху дописьменных культур и не только. У многих с детства формируется интерес к тому, чтобы найти что-то, раскопать. Я не исключение. Я с детства любил в какой-то момент что-то закопать, а потом в какой-то момент это найти, как клад. Со временем всё это переросло в стремление более глубоко изучать этот вопрос. Детально я столкнулся с археологией на первом курсе исторического факультета, когда появилась возможность поучаствовать в археологической практике. Была возможность выбрать участие в археологической практике или архивной. Я выбрал участие в раскопках. Мы отправились на городище Старая Рязань. Это замечательное место с глубокой историей. Некогда здесь был славный крупный город, который одним из первых пострадал во время монголо-татарского нашествия и был полностью уничтожен. Сейчас с высоты птичьего полёта можно наблюдать оставшиеся валы некогда существовавшего города. Нам довелось там практиковаться. Было лето, мы жили в палатках, мы учились правильно проводить археологические раскопки, находить предметы и вещи. Если говорить о любопытных находках, то всё начинается с фрагментов керамики, по началу это завораживает, даже маленький кусочек посуды того времени представляется большой находкой, загадкой. Я лично обнаружил небольшой гребешок и фрагмент металлического ножа. В составе экспедиции мы находили различные погребения, древние захоронения, погребальные комплексы, фрагменты храмовых сооружений. Главное — это та гармония, та атмосфера, которая царила у нас во время этой практики. Затем я с головой погрузился в изучение археологии в рамках музея. Тот опыт, который я приобрёл во время археологической практики, помогает мне в работе в отделе «Музей археологии Москвы».

Изучать историю — это не только копаться в пыльных фолиантах и перебирать черепки. Изучение этой науки может быть захватывающим приключением. Вы посетили множество исторических конференций в России и за рубежом. Как проходят эти конференции? какая атмосфера?

Очень важная часть работы историка, специалиста по музейному делу, краеведа — это работа в библиотеках и архивах, всегда нужно изучать какой-то новый материал. Другой важной частью работы специалиста является посещение конференций и круглых столов. Я с удовольствием посещаю эти мероприятия. Они связаны с моей работой, с музееведением, археологией. Там царит приятная, дружеская обстановка. Большинство конференций, в которых я участвовал, проходили в городах России. Самой знаковой и памятной для меня стала моя первая конференция в Санкт-Петербурге. Тогда я числился в отделе археологии музея Москвы младшим научным сотрудником. Я впервые принимал участие в конференции и помню, как сильно волновался перед выступлением. Тема была тесно вязана с музейной педагогикой. Это ещё была и моя первая поездка в Санкт-Петербург.

Конференция в Санкт-Петербурге, 2011 год
Конференция в Санкт-Петербурге, 2011 год

В 2019 году я посетил археологическую конференцию в городе Зарайске.

Также выступал в Праге. Это стало определённым испытанием, потому что пришлось готовить доклад, выступать и отвечать на вопросы на английском языке. На других конференциях работа велась с переводчиком.

Конференция в Праге, 2019 г.
Конференция в Праге, 2019 г.

И в 2019 году удалось посетить замечательную конференцию в Израиле в Иерусалиме, связанную с вопросами консервации и музеефикации объектов, то есть сохранение найденных археологами объектов в музеях. Я выступал с докладом, как в нашем отделе археологии Музея Москвы представлены подлинные фрагменты Воскресенского моста.

Выступление с докладом в Иерусалиме
Выступление с докладом в Иерусалиме

Участие в конференциях очень полезно, это богатый интересный опыт, возможность открыть что-то новое, обсудить важные вопросы и посмотреть то место, где проводится конференция.

Иерусалим, 2019
Иерусалим, 2019

Как проходит отпуск историка? Вы любите активный или пассивный отдых? В отпуске вам нужно отвлечься и переключиться с истории на что-то совсем другое, или наоборот, используете это время для углубления в любимое дело? Во время путешествий исторический музей — это обязательный пункт программы?

Я очень люблю проводить отпуск на море. Не могу сказать, что люблю жару, но вот море очень люблю, купаться и отдыхать на пляже. С удовольствием провожу свой отпуск на даче, за городом у друзей, люблю посещать разные города и путешествовать по России. Люблю Санкт-Петербург, Казань и многие другие. В отпуске я в первую очередь стараюсь с одной стороны отвлечься от того, чем я занимаюсь на работе, с другой стороны есть тяга узнать что-то новое, посмотреть какие-то исторические, и особенно, археологические объекты. Я стараюсь совмещать отдых и изучение исторических вопросов. В то же время интересен музейный опыт других стран, городов. Это не самое главное в путешествии, но важное дополнение. В месте удалённом от крупных городов я могу с удовольствием отдохнуть, искупаться, пообщаться с друзьями. Отпуск — это возможность немножко отвлечься и узнать что-то новое не только в плане истории, но и в других направлениях.

На отдыхе в Турции, 2019 г.
На отдыхе в Турции, 2019 г.

Вопрос к вам как к педагогу. Зачем нужна история? Как мотивировать школьника на изучение этой дисциплины?

Все науки важны. Но нельзя не знать своего прошлого, без прошлого трудно жить в настоящем, понимать, что происходит вокруг и как олицетворять себя с будущим. Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Мы можем учиться на ошибках прошлого или брать что-то полезное, развиваться. Прошлое существует независимо от нас. Это не только то, что было 10-20 лет назад, и не только то, что было в каменном веке или когда жили динозавры и мамонты. Мы волей-неволей должны давать оценку прошлым событиям. Этим занимаются не только историки. Люди помнят прошлое, передают истории из поколения в поколение. Также информацию о прошлом мы черпаем из музеев, из книг и архивов. Прошлое — это всеобъемлющее понятие. И это изучает наука история.

Ещё один важный момент — это патриотизм и патриотическое воспитание. Это не только ходить с флагом своей страны, это ещё и гордиться своей страной и знать историю своей страны. Патриотический момент со знанием истории того места, где ты родился тоже очень важен для любого человека. Для того, чтобы развиваться, мы всегда обращаемся к истории. Часто в условиях музейной работы приходится сталкиваться с тем, что дети считают, что археологи изучают кости динозавров. Понятно, что это не так. Часто сталкиваешься с тем, что люди не всегда понимают, с чем связан какой-то памятный день или дата. Все знают об ужасах ВОВ, а вот не всегда имеют представление о том, что происходило в тяжёлую пору 1812 года, не всегда людям понятно, что такое Смутное время. Ключевые события в мировой и отечественной истории знать необходимо. Это основы. Историки изучают не только события истории, но и причины, которые к ним привели, то есть причинно-следственные связи. Важно понимать, почему началась та или иная война, что к этому привело и чем закончилось, нужно понимать предпосылки тех или иных научных открытий и причины создания технологий. Я не хочу выделять историю среди других наук, потому что каждая из них важна, и знать нужно всё, но считаю, что не знать историю своей страны, тенденции в общемировой истории — это неправильно. Нужно показывать историю как науку интересную. Историю, как любую другую науку, нужно пытаться понять. И музеи как раз стараются интересно преподносить историю. И надо помнить, что сейчас при поступлении в вузы, нужно сдавать историю на многие факультеты.

Друзья, подписывайтесь на наш канал, мы будем знакомить вас с художниками и талантливыми творческими людьми, рассказывать о выставках и культурных мероприятиях. Давайте вместе творить красоту! У нас много идей для творчества и необычных мастер-классов для детей.