Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



День Победы в Солнцево, митинг у памятника на Богданова - фоторепортаж

Родившийся «в шапке». Почетный житель района Солнцево Иван Афанасьевич Литвин вспоминает военные годы

Удача и счастливый случай — одни из главных помощников в бою, считает ветеран Великой Отечественной войны Иван Афанасьевич Литвин. Он больше семи раз был на волоске от смерти, но его спасали обстоятельства: то осколок от гранаты пролетел выше головы на несколько сантиметров, то во время успели подойти «свои».

Иван Афанасьевич Литвин родился на Украине в Черниговской области. На 5 день войны эта территория была оккупирована немцами. Два года 16-летний Иван вместе с родителями скрывался от фашистов: подростков отправляли в Германию, где они становились бесплатной рабочей силой.

В 1943 году, спустя три дня после освобождения Украины от немцев, Иван Афанасьевич полевым военкоматом был призван в армию. Без заседания комиссии, прямо на улице, его фамилию внесли в список, а спустя еще два часа объявили, что все новобранцы в этот же день же отправляются на фронт.

— Мама собрала котомку, повесила на плечо, благословила и сказала: «Ты, сынок, родился в рубашке», — рассказывает Иван Афанасьевич. Как он сам пояснил, мама верила, что сына хранят высшие силы.

Иван Афанасьевич на торжественном митинге во время празднования Дня Победы в Солнцеве, 2019 год

Попал в 77-ю стрелковую дивизию Белорусского фронта. Новобранцев неделю готовили к пулевой стрельбе. Затем ночью, чтобы не попасть под обстрел немцев, батальон стал двигаться в сторону фронта.

В дивизии 6 человек из полка, включая Ивана Афанасьевича, «без лишних разговоров и подготовки» назначили связистами.

— Показали, как пользоваться аппаратом, дали две катушки. Наутро я пошел на задание. Снарядом где-то перебило кабель, — рассказывает ветеран. — Я должен был восстановить связь. Добравшись до места, я увидел, что повреждены сразу 5 проводов, но мне показали, как чинить только один кабель. Пока я разбирался, какие именно провода должны быть соединены друг с другом, на меня налетел старший лейтенант и обвинил, что я очень долго не могу дать батальону связь. Ну, вот так я ощутил, что такое фронт. Как говорится, на войне, как на войне, — делится фронтовик.

С каждой вылазкой справляться с заданиями получалось быстрее. Как вспоминает Иван Афанасьевич, одно из самых сложных было при освобождении Ковеля.

— Вся местность на пути к месту, где нужно было восстановить связь, простреливалась. Двое связистов уже ходили на это задание. Один был убит, второй — сильно ранен. Настала моя очередь. Сказать, что было страшно, это ничего не сказать. Но отступать некуда. Пошел.

С большим трудом перебегал от воронки к воронке при обстреле, но справился. Починил перебитый снарядом кабель. Связь от переднего края к батальону была восстановлена. За это получил медаль «За отвагу».

Вручение медали «За Ратную Доблесть»

Подготовка к освобождению Ковеля продолжалась. Одну из ключевых ролей в ней играли связисты. Так, в нейтральной был зоне построен и замаскирован блиндаж, из которого три бойца должны были наблюдать и докладывать, как двигаются войска. Одним из них был Литвин.

— Мы засели ночью. На следующее утро один из сослуживцев принес завтрак. Но шел, наверное, не очень аккуратно, немцы его заметили. Стрельбы не было, сразу прилетел снаряд, но — мимо, затем второй — рядом, а третий — угодил прямо в наш блиндаж. Мы оказались погребены заживо под землей, — рассказывает фронтовик. В какой-то

момент он даже перестал надеяться, что им удастся выбраться из «могилы». Кругом повисла гробовая тишина, как выяснилось позже, это из-за контузии полностью пропал слух. Но помощь подоспела, и погребенных откопали.

Иван Афанасьевич в результате обстрела получил сильную контузию, а правая ключица была сломана обломком блиндажа. Потребовалось больше трех недель провести в госпитале.

За годы службы на фронте, по словам ветерана, он около 7 раз был на волосок от смерти: то чудом пуля пролетела выше виска, то по счастливой случайности удалось скрыться от противника. Вспоминает:

-Идешь днем — опасно: стреляют, а ночью еще опаснее: немцы в нашу систему врезали свой кабель. И бывало, следуешь по местности за проводом, а он тебя приводит прямо в блиндаж к врагу. Слава Богу, мне удавалось быстро скрываться.

Между тем фронт продвигался. Со временем, как признается Иван Афанасьевич, стал даже завидовать тем бойцам, которые были на переднем краю передовой. Им ясна задача: стреляют — ложись, не стреляют — беги. А связисты всегда должны были идти вперед, иначе фронт останется без связи. Ветеран уверен, что чаще всего жизнь ему спасало простое везение.

— Занимали позицию. Был редкий лес. Я должен был восстановить связь. И вдруг немцы начали артподготовку. Я упал и прижался к небольшой бороздочке, которая была в земле. Взрыв. На меня налетело облако горячего воздуха, прямо как из печи. Я ничего не понял. Лежал, пока не закончился обстрел. После вскочил, увидел траншею, где лежат солдаты, и прыгнул к ним. Тут они начинают надо мной смеяться, говорят: «А шапка, посмотри, где твоя!» Я за шапку, а из нее одна вата торчит.

Возле памятника Воину-освободителю с маленькими жителями Солнцева

Позже Иван Афанасьевич увидел, что от места, где он лежал, метрах в пяти, снаряд влетел я в березу. Когда он разорвался, поток горячего воздуха обдал Литвина. Рядом на снегу лежал осколок размером более 15 см. Именно он срезал часть шапки. Еще какие-то несколько миллиметров — и Литвина было бы уже не спасти. Тут он вспомнил прощальные слова матери и решил, что родился не только в рубашке и, похоже, еще и в шапке.

В одной из перестрелок Иван Афанасьевич получил вторую контузию. После лечения была присвоена инвалидность, и уже к военной службе он оказался не годен. Его направили в строительный батальон.

День Победы 45-го вспоминает со слезами на глазах, говорит, описать его можно только одним словом «Радость».

Домой вернулся только в 47-м году. На Родине дом был сожжен немцами. Все пришлось восстанавливать почти с нуля.

Жизнь после войны Иван Афанасьевич посвятил труду. В 1955 г. был командирован на два года в Афганистан, где прокладывал дорогу до Кандагара, среди скал и ущелий. Также осваивал целину, принимал участие в строительстве Северной водопроводной станции Москвы. За добросовестный и многолетний труд ему присвоено звание «Почетный строитель Главмосинжстроя» и «Ветеран труда».

Сейчас Иван Афанасьевич Литвин, несмотря на то, что в марте отметил 96-летие, старается участвовать в социально значимых проектах и занимается общественно-культурной жизнью района Солнцево. На праздновании Дня Победы в 2019 году, он произнес следующую речь:

«Дорогие ветераны, дорогие земляки! Я с удовольствием хочу выступить перед вами и сказать самые хорошие, теплые слова, которые я сохранил со времен войны. Я очень ждал этого момента!.. Я видел, как люди страдали на фронте, я сам это проходил. Но мы знали, за что боролись!

Я прошу вас: проходя здесь в любой другой день мимо этого памятника (Воину-освободителю – прим.), не отворачивайтесь от него, не отворачивайтесь от памяти! Остановитесь на мгновение и вспомните тех солдат, чьи жизни подло и несправедливо отняла война!»

— Анастасия Петренко. Фото: Ольга Кортосова