Рассказывает Инна Викторовна Соколова:

«Так получилось, что в послевоенные годы в моей жизни произошли события, изменившие все мои прежние планы. Я переехала жить в Москву из Оренбургской области, куда забросили нас война и эвакуация, поступила учиться в Московский областной педагогический институт имени Крупской, хотя не собиралась становиться педагогом, изучать иностранные языки.

Красная школа: начало народного образования в Солнцево

Годы учебы были полны эмоций, зубрежки, постижения основ педагогики, были танцы, увлечения, спорт, студенческие научные работы и любовь.

В студенческие годы наиболее сильное влияние на меня оказала наш преподаватель английского языка Эфендиева Лидия Дмитриевна. Она, как мать, вела нас, студентов, в дебри английского языка, погружая в грамматику, лексику, педагогику, историю Англии, приучая читать на языке классическую английскую литературу, любить ее, любить английский язык, уметь думать на нем.

Я была рекомендована в аспирантуру, но жизнь распорядилась иначе — замужество, ребенок, поселок Солнцево, маленький домик у пруда с патриархальными утками и школа в 5 километрах от дома. Бегала по урокам, преподавала английский и немецкий, плакала на плече у мужа-студента, когда не слушались дети. Вместе с тем накапливался опыт педагогичес-

Школа № 1000

кой работы. Мне очень помогли в эти трудные годы три фронтовика, три моих друга и наставника — преподаватель истории Зоя Михайловна Андреева, с которой я дружу по сей день, ее муж — преподаватель политэкономии и кадровый военный Петр Васильевич Андреев, умерший 10 лет назад, и директор, преподаватель литературы Василий Александрович Пономарев, у которого я училась быть учителем, а затем и управленцем. Вчерашние фронтовики, они постоянно поддерживали меня в вопросах контактов с учителями, отношения к детям, к внеклассной работе, к самой жизни. Василий Александрович посещал мои уроки, а потом разбирал их, анализируя, как режиссер, интонацию, поворот головы, весь алгоритм урока — его цель, развитие, опрос учеников, охват материала, результаты и ошибки. Я благодарна этим людям, они оставили неизгладимый след в моей педагогической жизни. В. А. Пономарев в 1955 году стал директором средней школы № 2, именно здесь в течение нескольких лет под его руководством был создан коллектив учителей, в котором я формировалась как специалист. Среди них О.В. Лубнева (русский язык, завуч), Е.М. Кузнецова (география, завуч), Н.К. Митропольский (биология), С.В. Сафонова (математика), З.М. Андреева (история), И.Ф. Шефер, А.И. Кузнецова, О.Н. Косталыгина, Л.И. Иванова (русский язык), Е.В. Ломова (математика), З.Г. Школьников (черчение), Н.Н. Шишков (труд), С.Г. Шахова и другие.

Красная школа в Солнцево

Красная школа в Солнцево

В 1957 году школа подготовила первый выпуск десятого класса: Люся Цимбал, Владик Родин, Виктор Лебедев, Тоня Мороз, Люся Казакова, Эдик Особенков, Виктор Страхов, Виктор Коровин, Люся Ивановская, Эдик Баркетов и другие. Как нежно я люблю их, вспоминаю и свою юность.

Молодые учителя школы, многие старше своих учеников на 9—10 лет, с любовью и нежностью расставались со своими питомцами, в дальнейшем многие годы следили за их судьбой, помогали им делом и советом.

В эти интересные незабываемые годы я увлеклась помимо семьи и школы общественной работой.

Более других учил меня работать председатель поселкового Совета, бывший капитан Ф.Ф. Степанишин. Он знал каждого человека, каждый дом, каждую ямку на дороге. Я пора-

Красная школа. 1953 год. 10»А» класс.

жалась, как с ним здоровались: каждую минуту, за стометровую дорогу раз тридцать он отвечал: «Здравствуйте, дорогой товарищ, Анна Сергеевна!»

Когда я с одной из своих внучек, дочек либо с мужем иду по улице, со мной поминутно кто-нибудь здоровается: дети, либо их родители, либо родители их родителей — и все мои ученики. Я с теплом вспоминаю Фаддея Федоровича. Наверно, так и должно быть, если всех их любить, но только непременно от чистого сердца. Это не мои слова, а слова первого директора школы № 3 Нины Дмитриевны Соболевой. Я полностью согласна с ними. Директором школы (мне не очень нравится слово «управленец») я проработала 33 года.

Солнцево, военкомат

В 1962 году по настоянию поссовета я приняла Солнцевскую школу рабочей молодежи. За 11 лет работы в этой по-сво-ему замечательной, легендарной школе мы переезжали в новые помещения 4 раза. Работали в бараке, в подвале, в здании горсовета, в рабочем общежитии. Но всегда начинали с ремонта, который делали своими силами. Первый директор Солнцевской ШРМ З.А. Гайсонюк в своих воспоминаниях тепло пишет о молодых строителях пятидесятых годов.

В школе рабочей молодежи учились в разные годы от 150 до 300 учащихся. Директорами работали: А.А. Татаринов, З.А. Гайсонюк, Ф.С. Александров, И.В. Соколова, А.А. Вартанов, B.C. Носков, А.Г. Гордеева. ШРМ переезжала с места на место, в 1987 году перестала существовать. Вместе с тем за 35 лет работы школа выпустила около 2 тысяч молодых рабочих. 10—15% каждого выпуска продолжали обучение в высшей школе. Сейчас ШРМ возродилась на базе школы № 177, ее директором является А.Г. Гордеева.

Красная школа: начало народного образования в Солнцево

С энтузиазмом, с теплом в сердце годами работали с молодыми рабочими Г.П. Ханюкина, А.С. Смычкова, И.А. Александров, В.А. Харламова, В.И. Чистяков, И.И. Мартынова, JI.C. Шумилова, К.С. Мурзин, Т.Н. Краснобаева и другие.

Г оды прошли с тех пор, но мы по-прежнему друзья, мы уважаем тот тяжелый вечерний труд, который длился десятилетиями и приносил хорошие, добрые результаты.

В сентябре 1976 года я была назначена директором средней школы № 3, ныне Московской средней школы № 1000. Ее основательницей следует назвать директора школы Нину

Учителя и ученики 5 класса Красной школы. 1946 год.

Учителя и ученики 5 класса Красной школы. 1946 год.

Дмитриевну Соболеву. Школа была открыта в 1962 году рядом с полотном железной дороги, в посадках молодых яблонь, возле деревенского пруда. Нина Дмитриевна сформировала коллектив хороших, деловых учителей, которые любили детей и знали свой предмет: З.В. Михайлова, Т.Г. Краснослободцева, Е.И. Рябцева, Р.Г. Шлейфер, В.И. Клопкова, B.C. Носков и М.В. Носкова, Ж.М. Майкова, А.Н. Шишкова, Н.И. Бахарева, Т.К. Воскресенская, Н.Н. Шишков, Л.И. Сикерина, Л.И. Ушакова, Г.А. Травина, В.К. Чернова, П.А. Коробова и другие.

Нину Дмитриевну сменил B.C. Носков, потом О.В. Знаменский — каждый из них вложил свою лепту в дело образования учеников, а О.В. Знаменский вскоре ушел на повышение в систему Академии педагогических наук.

Я работаю здесь уже 23 года. Сейчас, оглядываясь назад, мы видим, что сделано коллективом почти за 37 лет работы школы. Главное, мы дали стране около 2000 хороших людей, 47 человек окончили школу с золотыми и серебряными медалями, 15 выпускников работают учителями в нашей же школе. Среди выпускников — премьер-министр России М.М. Касьянов, заместитель Генерального прокурора генерал-лейтенант В.И. Казаков, ученые, художники, врачи, бизнесмены, именитые мастера спорта. Всех не перечислить.

Последние 15 лет главной воспитательной проблемой школы является развитие речи учащихся на уроках и внеклассной работе. В 1997 году по материалам этой работы мы выпустили интересную монографию «Педагогические портреты», в которой представили труд 45 учителей по реализации нашей научной темы на разных уроках. Монография была хорошо издана, имела позитивный резонанс в кругах педагогической общественности.

Глубокой поисковой темой во внеклассной работе школы явилась акция учителей и учеников, которые в походах по Подмосковью искали реликвии войны, опрашивали живых ветеранов, собирали письма, дневники, орденские книжки, каски, пробитые пулями, писали сочинения о родителях, дети которых погибли на интернациональном фронте. Работа эта была начата Ж.Н. Малюковой, а продолжена Н.Н. Шишковым, АД. Солдатовым, А.Н. Картуновым, С.И. Логуновой, Т.Г. Краснослободцевой. Так был открыт музей боевой славы, получивший затем сертификат.

Я горжусь тем, что вместе с моим мужем, доктором и журналистом, мы провели трехлетнюю работу по восстановлению в памяти истории Солнцева начиная с 1938 года. Мы опросили сотни людей, составили десятки стендов с фотографиями прошлых и последних лет. И, опираясь на материалы, собранные учащимися школы, открыли музей истории Солнцева.

Так заняли свое место в новом музее народное образование, здравоохранение, культура, торговля, спорт, дети, милиция, промышленные предприятия. Осенью 1996 года музей был открыт. Его посетили по несколько раз все наши ученики, мы приняли десятки делегаций из школ, детских садов, больниц. У нас побывали родители, ветераны войны и труда. Их теплые слова сохраняет книга отзывов, в которой осталось мало свободного места.

Последние годы школа особенно гордится своими педагогическими новациями. Главные среди них — ранняя профи-лизация, раннее, углубленное изучение иностранного языка, одновременно ученики осваивают автодело, программирование, машинопись на компьютере, школа стала экспериментальной площадкой в области технологии.

Новая администрация школы (директор Елена Михайловна Абродина — моя ученица) правильно понимает задачи сегодняшнего дня, каждое нововведение, встречает понимание педагогического совета. Творчески работает заслуженный учитель РФ Алексей Иванович Хромов, его энергии школа обязана организации экспериментальной площадки в часы преподавания технологии. Второй учитель труда, Андрей Хромов, учится в аспирантуре, заканчивает кандидатскую диссертацию.

Радостно видеть, как труд наших предшественников, наш труд становится содержанием сегодняшних будней школы, завтрашним днем педагогики XXI столетия».

Рассказывает бывший директор Солнцевской школы

рабочей молодежи Зинаида Александровна Гайсонюк:

«Я работала в Солнцеве в пятидесятые годы, хорошо помню быт нашей учительской молодости — деревянные домики с засыпными стенами, похожие друг на друга, как близне-

цы. Во дворах стояли длинные, стандартные сараи для дров, также похожие друг на друга. Потом мы догадались написать на них белой краской условные номера, чтобы не спутать. Самое интересное было в том, что мы были счастливы.

В то время еще очень чувствовались последствия войны. Но жили все дружно. Жителями Солнцева были в основном молодые рабочие Главмосстроя, многие из которых учились в нашей школе.

ШРМ!.. У меня к этим школам сохранилось очень уважительное отношение, ибо именно им, школам рабочей молодежи, выпала честь дать знания, доучить тех ребят, которые, поднявшись из-за школьной парты, ушли прямо в огненную даль, ушли защищать свою Родину от фашистских захватчиков.

Мальчики, которые, не долюбив, не докурив последней папиросы, ушли на фронт, возвращались с победой домой. К сожалению, не все. Но те, что вернулись, часто просто не знали, как жить дальше, в мирное время. Четыре года кровопролитной войны их научили только воевать. В Москве на помощь молодым людям пришел Главмосстрой, учебные комбинаты которого дали им рабочие профессии, научили технике безопасности на строительстве высотных домов.

Бравые солдаты, сержанты, офицеры пошли на стройки Москвы, будучи уже бульдозеристами, экскаваторщиками, крановщиками, электромонтерами, каменщиками и т.д. Они строили жилые дома, детские сады, возводили высотные здания, которые и сейчас украшают Москву. Но ребята хотели не только работать, они хотели и учиться. Вот здесь-то и сыграли огромную роль школы рабочей молодежи. Бывшие фрон^ товики, мужественные, сильные люди, сели за парты. Очень тяжело совмещать работу и учебу. Но многие делали это весьма успешно.

В школе нашей работали в основном молодые, любящие свое дело преподаватели. Ученики и учителя — почти ровесники. Отношения как в педагогическом коллективе, так и с учениками были корректными, тактичными и очень уважительными, доброжелательными.

Однажды один из моих учеников, Геннадий Попов, привел ко мне молодую девушку — учительницу из Мурома Сашу

Попову, свою сестру. Попросил, не смогу ли я ее устроить в школу. Жить ей негде (сам он жил в рабочем общежитии), прописки не дают, пока не устроится на работу, а на работу не берут, так как нет прописки. Замкнутый круг. Школа к тому времени была уже укомплектована учителями. Беру девушку лаборантом. Составляя штатное расписание на следующий учебный год, я включила в него и Сашу Попову. Заведующий роно, Николай Григорьевич Уткин, бывший фронтовик, очень чуткий, гуманный, отзывчивый человек, пошел мне навстречу: он утвердил штатное расписание. Саше дали один 8-й класс (4 урока) в неделю. Но это вначале. Вскоре она, теперь уже Александра Сергеевна Смычкова, стала строгим полноправным преподавателем русского языка и литературы в Солнцевской школе рабочей молодежи. До сих пор благодарит меня девушка из Мурома за то, что помогла ей утвердиться в жизни почти полвека назад. Эта чудесная женщина — мать двух взрослых сыновей и любящая бабушка двух внуков.

Первый выпуск в нашей школе был в 1955 году. Прошел следующий учебный год. Организовываем встречу десятиклассников с бывшими выпускниками. Коридор на 2-м этаже школы. В конце его — небольшое возвышение. Стояли скамейки, стулья. Все чинно уселись. На правах директора школы я предоставляю слово бывшему выпускнику Киселеву Виктору. Поднимется высокий широкоплечий парень и твердым, не допускающим возражения, голосом говорит: «Ребята, не поступайте в институт. Ни к чему. Я считаю, что совершил ошибку, когда пошел учиться дальше».

Я от этих слов чуть не разревелась. Преподаю в старших классах (вообще очень любила работать в 10-х классах, вела литературу и русский язык), вкладываю всю душу в процесс обучения, мечтаю о времени, когда увижу своих учеников инженерами, а тут первый же выступающий говорит: «Не поступайте в институт».

Однако многие из наших выпускников получили высшее образование и занимали немалые служебные посты. Так, Геннадий Попов, в прошлом моряк-подводник, после окончания строительного института работал заместителем директора научно-исследовательского института.

Во время Великой Отечественной войны его, совсем еще мальчика, ученика 9-го класса, призвали рыть окопы. Позже направили служить в морской флот на подводную лодку, где он добросовестно выполнял свой гражданский долг в течение пяти лет.

Иванов Николай Арсеньевич. После окончания института работал начальником цеха Дорогомиловского химического завода.

Несколько слов о личном, больном…

Семилетний мальчик в 1952 году поступает учиться в Солнцевскую школу № 1. Первая учительница — Ольга Трофимовна Олешкевич. Она очень добросовестно относилась к работе, любила своих учеников. Директором школы в то время был Степан Тихонович Маркин.

Мальчик говорит маме: «Я тебя не подведу!» И правда, в то время так и было. Учится хорошо. Поведение отличное. В 10-й классе переходит в ШРМ. Школу заканчивает блестяще. Поступает в Институт электронного машиностроения. После его окончания — на физический факультет МГУ, одновременно работает в Институте высоких температур АН СССР, защищает диссертацию; переходит на завод «Сапфир» начальником конструкторского бюро, работает над докторской диссертацией. Еще через год — заведующий лабораторией НИИ радиокомпонентов. Занимаясь наукой, он пишет стихи, увлекается альпинизмом.

Это мой единственный, горячо любимый сын Аркадий. Не сдержал сынок слово, данное мне в детстве, не подвести маму. Сорвался. Опухоль мозга. В борьбе за жизнь — пять операций. Не помогло. Добрый, умный, красивый, атлетического сложения человек оставил этот мир навсегда. Горе мое беспредельно… А это его стихи».

Трещит огонь в печи у двери, Играют блики по стенам.

Как хорошо, мой друг, поверь мне, Лежать на этих нарах нам.

Вести негромкие беседы,

Мечтать о будущем своем,

Читать знакомые сонеты И говорить о том, о сем…

Улавливая в каждом стуке,

Как ночь беседует со мной,

Закрыв глаза, дремать под звуки Гитары за моей спиной.

Забыть о мире этом грешном,

О шуме, гаме, трескотне,

Об аде, страшном и кромешном, Забыть о них так сладко мне…

Рассказывает учительница математики

Алевтина Ивановна Николаенко:

«Моя жизнь в педагогике — это жизнь моей страны за последние пятьдесят лет.

В 1954 году я окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, вышла замуж за выпускника юридического факультета МГУ А.Г. Рыгалина, родители которого, Василиса Семеновна и Георгий Федорович, жили в Солнцеве, на Гражданской улице.

Мы уехали в глухую деревню Владимирской области, где я стала преподавать детям математику, а мой муж стал заместителем председателя райисполкома. Вскоре и я стала работать освобожденным секретарем райкома комсомола, носила исключительно резиновые сапоги, ездила верхом на лошади.

В 1957 году Н.С. Хрущев призвал крестьян объединять колхозы, в деревнях бедность была жуткая, коровы висели на ремнях, чтобы не упасть…

Мы объединились в колхоз им. Горького. Вместе с населением поднимали жалкое колхозное хозяйство, голодали, жили в бедности, есть было нечего. Только к 1959 году А.Г. Рыга-лин, мой незабвенный муж, поднял колхоз, но тут взмолилась я — поедем в Солнцево, к родителям, устала я месить грязь и делить краюху хлеба на утро и вечер.

В 1960 году я стала работать в Солнцевской школе рабочей молодежи, потом в Красной школе у С.Т. Маркина до самого 1968 года, когда Владимир Тигранович Атаров создал среднюю школу № 5. Он стал директором школы, я — завучем, а с его переходом в школу в Горках Ленинских — директором школы № 1002».

В 1998 году школе № 1002 исполнилось 30 лет, до недавнего времени ее директором была А.И. Рыгалина (Николаенко), отличник просвещения РСФСР и СССР. Под ее руководством в школе создан творческий коллектив педагогов; удостоены звания «Заслуженный учитель РФ» Морозова В.П., Семенова Е.П., в школе работает кандидат педагогических наук, преподаватель немецкого языка Кузина А.В., 22 учителя награждены значком «Отличник народного просвещения». Большой вклад

в военно-патриотическое воспитание молодежи в 1970—1980-е годы внесли военруки школы Грубман Я.С. и Калин И.А. Ими была создана одна из лучших материальных баз по начальной военной подготовке.

С первых дней открытия школы и по настоящее время работает в ней завуч Пронина Л.Д., преподаватель русского языка и литературы. Под ее руководством многие начинающие учителя стали профессионалами высокого класса: Семенова Е.П., Миронова Л.Н., Кленова Г.А. Все они пришли в школу молодыми специалистами, сейчас отличники народного просвещения. Школа почти ежегодно имеет выпускников-медалистов, с 1970 года окончили школу с медалью 35 человек. Школу называют «кузницей педагогических кадров», здесь работают 17 педагогов, бывших выпускников школы, немало выпускников работают педагогами и воспитателями в детских садах и школах Солнцевского, Новопеределкинского и других районов Москвы.

Школа № 1002 с гуманитарным уклоном в образовании в каждой параллели. Созданы классы с повышенным уровнем образования: с 1-го класса преподается английский язык, история, этика, ритмика, информатика. В 5—9 классах преподается 2 иностранных языка: обязательный английский и по выбору немецкий или французский. Ведется углубленное изучение русского языка и литературы, поэтому увеличено число часов в учебном плане, расширено изучение истории, информатики, введена экономика в 9—11 классах. В классах повышенного уровня образования занятия ведут опытные учителя: Волкова Л.М. (учитель математики), Миронова Л.Н. (учитель русского языка и литературы), Кузина А.В. (учитель немецкого языка), Кленова Г.А. (учитель французского языка), Болдырева Е.М. (преподаватель истории) и др.

Рассказывает учитель технологии школы № 1004

Нина Федоровна Аккуратова:

«Передо мной фотография учащихся Кунцевской школы в 1909 году. Чем-то напоминают дети нас… А ведь прошло 100 лет, мы разменяли третье тысячелетие…

…Я иду по новым столичным проспектам моего города. Вокруг красивые, белые, высокие дома, прекрасные дороги, по которым одна за другой скользят элегантные маршрутные такси, которые довозят пассажиров до метро за 5 минут. Магазины ломятся от товаров, были бы деньги. На асфальте — яркие разноцветные зонтики, белые столики и кресла, где дети едят мороженое и пьют вкусную воду. Господи, ну не сплю ли я, не снится ли мне все это? Неужели передо мною все то же старое Солнцево, где я провела свое военное детство возле закопченной печки в комнатушке на Народной улице? Неужели здесь я прожила 50 лет? Да, это так! И какое счастье, что появился на свете такой писатель — Соколов Владислав Иванович, который был молодым врачом больницы в пятидесятые годы, а сейчас профессор, автор интересных книг, в том числе «Солнцево — наш дом». Спасибо ему, это он заставил меня взяться за перо.

Я родилась в эвакуации в городке Кинешме в 1942 году. Мои родители Анна Ивановна и Федор Семенович Афанасьевы приехали в Солнцево в 1939 году, жили в доме у Бывшевых (папиной сестры с мужем), на Инвалидном поселке.

Получили участок на краю оврага, у Красной школы, купили лес, доски на пол и потолок, хотели строиться, но началась война. Папа служил в инженерно-технических войсках, мама работала в Москве, на текстильной фабрике.

Родители мои ждали ребенка, т.е. меня. Немцы рвались к Москве, поезда ходили только до Матвеевской, дальше добирались до города автобусами или пешком.

Женщин с детьми и беременных старались эвакуировать из Москвы. Немецкие самолеты обстреливали поезда, которые шли в Москву.

Так моя мама оказалась в Кинешме, где я родилась.

В 1945 году вернулись в Солнцево. Лес, который папа купил, сожгли во время войны, поэтому родители купили одну четвертую часть дома на Народной улице. В центре страшно дымила деревенская печь, окна были маленькие и жалкие. Бани в Солнцеве не было, мы мылись в корыте около печки.

Интересно, что мне было 5 лет, но я помню поселковый Совет, керосиновую лавку, пекарню, речку Сетуньку и пруд в центре поселка. На станции Суково был небольшой вокзаль-

чик, где мы часто сидели в ожидании поезда на паровозной тяге. До Москвы ехали 1 час.

Помню, что камнем была вымощена только Центральная улица, где стояла школа, поселковый Совет и амбулатория, в 1953 году построили клуб.

Мощеной дорога была только до перекрестка с Боровской улицей (теперь — скоростное Боровское шоссе), а дальше шла тропинка через поле до станции.

Мама работала вНИИ-17, на аэродроме с 1945 по 1948 год. Папа ежедневно возил меня на поезде в детский сад в Москву, а сам он работал в ремесленном училище. Жили мы трудно. Мама шила носильные женские вещи и продавала их в Москве на рынке. Это позволило нам купить половину комнаты и сени. Между Инвалидным поселком и Солнцевым было поле, где мы сажали картошку. С одной стороны поля был магазин, с другой — керосиновая лавка. Председатель поселкового Совета Ф.Ф. Степанишин настоял, чтобы на этом поле посадили деревья, потом здесь вырос парк Победы, через который шла тропинка на станцию».

По материалам книги Город Солнца

И.В. Соколова

В.И. Соколов