НПО Взлёт

Вторая книга о Солнцеве основана на рассказах очевидцев событий, иногда давно прошедших. В этом, видимо, ее достоинства, о которых судить читателям. В данной главе речь идет о научно-производственном объединении «Взлет», имеющем интересную историю, тянущуюся с довоенных времен.

В Научном центре хирургии Российской академии медицинских наук, где один из авторов работает последние 35 лет, вместе с ним все эти годы трудится врач-рентгенолог Раиса Александровна Сухомлина. Она пошла на войну в возрасте 18 лет, хотя была дочерью генерал-лейтенанта. Служила медицинской сестрой в госпитале, после войны окончила медицинский институт, была женой академика А.И. Рыбакова. У нее двое детей. Сын — профессор МГУ, математик. Так вот, Раиса Александровна до войны училась в школе летчиков.

В 1938 году молодые планеристы учились прыгать с самолетов на парашютах на летное поле, что было у станции Суко-во по Киевской дороге. Р. А. Сухомлиной сейчас более 70 лет, но она прекрасно помнит инструктора Катю Буданову, которая позднее участвовала в боях Великой Отечественной войны и была удостоена посмертно звания Героя Советского Союза. Раиса Александровна, по-молодому хохоча, вспоминает, как однажды был сильный ветер и неопытных парашютистов «сносило» далеко от летного поля. Она приземлилась на купол церкви, где сто пятьдесят лет назад венчался Кутузов (около теперешнего метро «Юго-Западная»), откуда ее снимали пожарники.

Вертолёт, Взлёт

 

Во время войны в поселке Суково Московской области стояли летные домики. На летном поле находились ночные бомбардировщики, вылетающие на передовую для участия в воздушных боях на подступах к Москве.Завуч школы № 1002 Лидия Дмитриевна Пронина в своих воспоминаниях о войне (ей было 7 лет) рассказывает, как с летного поля Суковского аэродрома взлетали истребители, как немцы бомбили железную дорогу, а на станции Суково стояли платформы с танками.

Дети прятались от осколков в бомбоубежище, которое было вырыто рядом с клубом «Строитель». В 1942 году летчиков распределили по домам, в доме родителей Лиды жили двое летчиков с Украины (В. Вандюк и Н. Ножуча) и один из Москвы (В. Сидоров).

Среди летчиков девочке запомнился капитан Константин Федорович Артамонов, который позднее работал в НИЛИЦ (НПО «Взлет»),

Авторам привиделась ассоциация с известной картиной, где изображен фельдмаршал Кутузов в избе на станции Фили и девочка на печи, которая наблюдает за ходом военного совета в 1812 году.

Так Лида Пронина наблюдала за К.Ф. Артамоновым и его соратниками, которые обсуждали планы военных вылетов в сторону Москвы, к границам которой беспрестанно рвались фашисты.

Нам удалось в 1999 году записать рассказ жены полковника К.Ф. Артамонова Валентины Александровны Артамоновой (Варфоломеевой), давно находящейся на пенсии:

«Я родилась в Москве. В 1937 году наша семья переехала в Солнцево. На будущей (а теперь бывшей) Центральной улице родители получили участок в 15 соток, где и построили дом. Вокруг были поля, шумела рожь, было очень тихо, за водой ходили к роднику в деревню Суково, света и водопровода не было. В школу я ходила в деревню Румянцево, за 3 километра, 7 классов окончила уже в новой, то есть Красной школе в 1938 году.

В 1941 году пошла работать на завод им. Горбунова (потом им. Хруничева), в 1943 году работала в регистратуре в первой солнцевской амбулатории на Авиационной улице.

Вертолёт, Взлёт

Кроме меня там работали врач О.П. Коструб, фельдшер И.И. Лалаев, медицинские сестры Т.И. Иванова и А.М. Арцыбашева.

В 1943 году познакомилась с летчиком Костей Артамоновым. В 1944 году сыграли свадьбу. В 1945 году полк, где он служил на аэродроме, перевели на Дальний Восток. 9 лет мы жили в гарнизоне под городом Ворошилов-Уссурийск, потом были в Ленинграде (академические курсы), Калининграде (К.Ф. Артамонов стал заместителем командира дивизии, в звании полковника авиации).

В 1960 году мы вернулись в Солнцево. Константин Федорович был приглашен на службу в летно-испытательный институт, которым руководила Герой Советского Союза B.C. Гризодубова.

Константин Федорович больше занимался в эти годы партийной и советской работой, был несколько лет парторгом и много лет депутатом поселкового совета. Умер он в 1995 году».

По окончании войны в казармах аэродрома стоял 43-й авиационный полк, после эвакуации которого в Кубинку на поле Суковского аэродрома была организована летно-испы-тательная база НИИ-17 (ЛИБ).

В 1963 году база была реорганизована в Научно-исследо-вательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ). Организатором и первым руководителем его стала Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова.

Вот что пишет Владимир Кочетов (статья «На страже неба», газета «Солнцево» № 2(9) за 1998 год):

«Осенью 41-го Солнцево оказалось во фронтовой полосе, где проходил последний рубеж обороны перед Москвой. В поле за поселком был оборудован аэродром, на котором базировался 564-й истребительный полк 6-го авиакорпуса московской зоны ПВО, а на территории теперешней ЗВС находились землянки личного состава полка.

Вот в этом полку и начал свой славный боевой путь рабочий парень из Вольска Костя Артамонов. В Солнцеве он познакомился с девушкой Валей, прожил с ней счастливо всю жизнь, вырастил детей и внуков, здесь со славою закончил

Вертолёт, Взлёт

свою трудовую деятельность и отсюда проводили ветерана с почетом в последний путь.

Перед войной все мальчишки мечтали стать моряками, летчиками, танкистами. Голубой мечтой Кости стало небо. Но пока судь да дело, нужно учиться.

Он закончил ФЗО в Вольске, получил 6-й разряд токаря. Работал на разрыв: днем — завод, вечером и в выходные — аэроклуб. Что делать — летать хочется, а в авиацию не берут по возрасту. Настал 1938 год, в мире все сильнее пахло порохом, германский кованый сапог уже громыхал по дорогам Европы. Наконец пробил звездный час и для Кости Артамонова: долгожданный вызов в военкомат и направление в Челябинское летное училище штурманов. С его летным опытом два года в училище пролетели незаметно. Здесь он получил специальности штурмана, бомбардира и летного наблюдателя. Как лучшего выпускника его оставили в училище инструктором, и он до июля 1941 года обучал летчиков штурманскому искусству.

А вал войны между тем стремительно катился от западных границ на восток. В такой ситуации не мог Константин Артамонов спокойно отсиживаться в далеком от войны Челябинске. Командование наконец вняло настойчивым просьбам опытного летчика.

В августе 1941-го оказался Артамонов в Мачихино под Наро-Фоминском. В это время под Вязьмой развернулось грандиозное сражение, несколько наших армий оказалось в окружении, связь со многими частями была потеряна, а командованию требовалось знание обстановки. Вот тут-то и пригодился опыт летчика-наблюдателя Артамонова. Константин выполнял спецзадания Разведуправления и Главного управления связи Красной Армии, летал над местами боев и в тыл врага, с офицерами Генштаба совершал полеты в штаб обороны Ленинграда.

Осенью немцы подошли к Наро-Фоминску, а К. Артамонов оказался командиром звена в 564-м истребительном полку ПВО в Сукове (долгое время вся округа называлась по имени этой пристанционной деревни, в том числе и сама станция, переименованная лишь в 1965 году в Солнечную).

Вертолёт, Взлёт

На вооружении полка состояли современные истребители ЛаГГ-3, превосходившие даже хваленые немецкие «мессер-шмитты». Началась трудная боевая вахта по защите неба Москвы от фашистских стервятников. Налеты на Москву совершались ночью, бомбардировщики шли без огней и радио-переговоров, но посты ВНОС, выдвинутые к самой передовой линии, вовремя засекали налетчиков, поднимали тревогу, и тогда открывали огонь зенитки, небо на подступах Москвы полосовали лучи прожекторов, а с ближайших аэродромов поднимались десятки истребителей.

В декабре немцев отбросили от Москвы на 100—150 километров, весной 42-го фронт отодвинулся от Москвы до 300 километров, но 564-й полк держали в боевой готовности и после — попытки налетов предпринимались даже в 1943 году. И так продолжалось до самого конца войны…

С 1961 года полковник запаса Артамонов снова в Солнцеве, которое уже давно стало для него родным. Работал авиадиспетчером, а в 1965 году его избрали секретарем парткома НПО «Взлет». Много лет был народным депутатом и до конца своих дней являлся членом совета ветеранов 6-го авиакорпуса ПВО.

Константин Федорович вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, выступал с беседами и докладами в школах и на предприятиях Солнцева».

Память старожилов сохранила имена начальника отдела ЛИБа Михаила Никитовича Алымова (работал с 1946 года до выхода на пенсию), первого коменданта аэродрома Ивана Петровича Дудукина (работал с 1946 по 1982 год), парторга и боевого офицера Константина Федоровича Артамонова, Героя Советского Союза А.А. Носова, летчика-истребите-ля Г.Г. Бурова (89 боевых вылетов во время войны), П.С. Ани-щенко (зам. руководителя предприятия), летчиков, инженеров, служащих, испытателей М.А. Думенко, А.Н. Белюно-ва, B.C. Гурьянова, Е.П. Базаровой, А.И. Задворочного,

В.И. Клычникова, В.А. Царькова, А.И. Кузнецова, А.П. Воротникова и других.

Вертолёт, Взлёт

«Я проработала в НИЛИЦ 30 лет, это мой дом родной. В 1963 году по инициативе B.C. Гризодубовой был создан На-учно-исследовательский летно-испытательный центр, основой которого послужили разрозненные летные подразделения, подчиненные отдельным предприятиям — НИИ-17, ЦНИИ-18, КБ-1 и т.д.

Необходимость создания НИЛИЦ была связана с историей развития авиации.

Если на пороге становления авиации и в первый период ее существования самолеты представляли из себя планер, двигатель и воздушный винт, то в последующие годы самолеты начали представлять сложнейшие комплексы, вписавшие в себя такие направления развития науки и техники, как вооружение, радиотехническое оборудование и авиационное оборудование.

На самолеты для решения новых задач устанавливались с новыми тактико-техническими данными образцы вооружения, радиоэлектронные средства навигации, самолетовождения и т.д.

Эти образцы из года в год становились все более сложными. Практика внедрения их в эксплуатацию требовала всесторонней проверки не только в наземных лабораториях, но и в полетах, т.к. только в них можно было всесторонне оценить технические характеристики и надежность. Из этого возникла потребность в летающих лабораториях, создание и эксплуатация которых были возложены на НИЛИЦ.

Летающие лаборатории создавались на базе самолетов и вертолетов, которые находились на вооружении военно-воздушных сил и гражданской авиации. За время работы НИЛИЦ летающие лаборатории были созданы более чем на 90 летательных аппаратах, это были самолеты и вертолеты первого, второго и третьего поколений.

В создании и эксплуатации летающих лабораторий принимали участие различные подразделения: опытное производство, научные отделения, летные, инженерно-авиационные, аэродромные, метеослужбы и многие другие отделы. В коллективы этих подразделений входили десятки классных спе-

 

В музее Трудовой славы НПО «Взлёт».
Филиппова Людмила Васильевна — администратор музея.2011 год

циалистов, среди них Герои Советского Союза В.Г. Павлов, M.JI. Галлай, В.В. Афанасьев, Н.И. Коровушкин, С.И. Куликов, Б.Г. Лунц, С.П. Алейников, С.Е. Савицкая, заслуженные летчики-испытатели Г.К. Бычковский, Е.Н. Пряничников,

С.Н. Васильев, П.А. Зайцев, А.М. Кулик, В.Ф. Маникин, Н.А. Лужин и другие.

К заслуге специалистов-руководителей следует отнести их умение сплотить и направить разнообразный, сложный коллектив работников всех подразделений на решение проблем заключительного этапа отработки образцов авиационной техники — проверки их работоспособности в летных условиях на летающих лабораториях.

В будни, выходные и праздничные дни мои замечательные товарищи занимались художественной самодеятельностью, любили петь, танцевать, обожали выезды на природу. Многие принимали участие в кружках самодеятельности, прекрасно пели, танцевали, выезжали с концертами в подшефные колхозы.

Все это сплачивало коллектив, создавало чувство взаимопонимания, уважения, дружбы, товарищества, взаимной выручки и поддержки. Эти добрые качества явились основой ежегодных, начиная с 1995 года, встреч ветеранов летных подразделений предприятия, где вспоминаются важные и сложные дела, выполненные в целях укрепления обороноспособности нашей Родины, отдается должное безвременно ушедшим из жизни».

Герой Советского Союза, летчик-испытатель, полковник Валентина Степановна Гризодубова работала во «Взлете» с 1963 года по 1972 год.

Она родилась в Харькове в 1910 году в семье одного из первых в России авиаконструкторов С.В. Гризодубова. Окончила школу, Харьковский политехнический институт, музыкальное училище, но постоянно мечтала летать, ее безудержно манило небо, парение в облаках в прямом, а не в переносном смысле слова. Благодаря содействию наркома С. Орджоникидзе в 1928 году попала в летную школу, а затем, в 1929 году, в школу летчиков в Пензе.

С 1934 года она — летчик эскадрильи им. Горького, награждается орденами Красного Знамени и Красной Звезды, ею

ЗАО НПО «Взлёт». Летающая лаборатория «АН-26». 2009 год

было освоено 15 типов самолетов, установлено 5 мировых рекордов.

В 1938 году B.C. Гризодубова возглавляет первый в мире женский экипаж летчиков, который совершает уникальный беспосадочный полет с запада на Дальний Восток на самолете «Родина». Особой сложностью в то далекое от нас время были полеты в полной темноте, по приборам. B.C. Гризодубова писала:

«Когда шла подготовка к перелету, мне необходимо было тренироваться в «слепых» полетах и ночью. Чтобы не рисковать «Родиной», я летала на самолетах СБ. Но машина вышла из строя. Начальник ВВС Лактионов, недолго думая, показывает на тяжелый бомбардировщик ТБ-3 Туполева — один из самых крупных в мире в те годы. Вот, мол, машина —другой нет… И с иронией спрашивает: «Согласна?»

В августе 1931 года была образована специальная комиссия по постройке самолета, способного преодолеть 13 ООО километров. Его проектирование поручается коллективу конструкторов под руководством А.Н. Туполева.

Свои соображения А.Н. Туполев и начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис изложили в совместной докладной записке на имя И.В. Сталина, приложив к ней эскизный проект самолета РД («Рекорд дальности»), который предусматривал, помимо рекордного, и вариант военного сверхдальнего бомбардировщика.

7 декабря 1931 года принимается решение правительства о постройке в ЦАГИ самолета конструкции Туполева для полета на проектную дальность 13 тысяч и гарантированную — 10 тысяч километров. Создается комиссия по сверхдальним перелетам под председательством К.Е. Ворошилова.

Общее руководство осуществлял А.Н. Туполев. Самолет РД получил наименование АНТ-25 (а после ареста Туполева — ЦАГИ-25). Сроки были установлены сжатые. 22 июня 1933 года шеф-пилот ЦАГИ М. Громов поднимает самолет в воздух.

Четыре года спустя в таблице рекордов появляется запись: «Дальность по прямой — 10 148 километров. СССР. Герой Советского Союза полковник М. Громов, майор А. Юмашев,

Янкин Алексей Степанович — генеральный директор ЗАО НПО «Взлёт», старейший сотрудник предприятия, начинал свою работу в только что созданном Гризодубовой в 1969 году, Специальном конструкторском бюро (СКБ).

инженер С. Данилин на моноплане ЦАГИ-25-1 с мотором АМ-34 (860 л.с.) по маршруту: Москва (Щелково) — мыс Столбовой (Новая Земля) — Сан-Джасинто (США), 12—13— 14 июля 1937 года».

Не остались равнодушными руководители советского государства и к тому, что аналогичный женский рекорд принадлежал то США, то Франции. Для побития этого рекорда было решено использовать опытный дальний бомбардировщик АНТ-37 (ДВ-2).

Уникальный женский экипаж (В. Гризодубова, М. Раскова и П. Осипенко) на самолете этого типа «Родина» осенью 1938 года совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, проделав 13 тысяч километров, — это был мировой рекорд дальности.

Приводим полностью Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года:

«Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении экипажа самолета «Родина»». За осуществление дальнего героического беспосадочного перелета по маршруту Москва — Дальний Восток, установление женского международного рекорда дальнего полета по прямой и за проявление при этом выдающегося мужества и выдержку присвоить звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина:

Гризодубовой Валентине Степановне — командиру экипажа самолета «Родина»;

Осипенко Полине Денисовне — второму пилоту; Расковой Марине Михайловне — штурману самолета «Родина».

Выдать единовременную денежную награду участницам перелета Гризодубовой В. С., Осипенко П.Д. и Расковой М. М. по 25 тысяч рублей.

Председатель Президиума Верховного Совета М. Калинин. Секретарь Президиума Верховного Совета А. Горкин.

Москва, Кремль, 2 ноября 1938 года».

Бойко Виктор Денисович - генеральный директор ОАО НПО «Взлёт» с 1990 по 2014 годы.

Бойко Виктор Денисович — генеральный директор ОАО НПО «Взлёт»
с 1990 по 2014 годы.

«В.С. Гризодубова была командиром и единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия.

Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты, партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку — все необходимое. На «Большую землю» вывезли они около четырех тысяч ребятишек… А было это непросто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го полка, из них двести вылетов —лично командир полка полковник Валентина Гризодубова.

После окончания войны полковник B.C. Гризодубова, Герой Советского Союза, организует и руководит долгие годы летно-испытательной базой близ деревни Суково. Сейчас это крупный научно-исследовательский институт закрытого типа, решающий свои специфические задачи. Имя знаменитой летчицы Валентины Степановны Гризодубовой, как легкие весенние облака над Солнцевым. В памяти старожилов осталось ее доброе, великое сердце, ее отвага летчика-испытателя, ее беспримерные подвиги во имя Родины».

24 мая 1995 года за № 720-р подписано распоряжение Председателя Правительства РФ об увековечении памяти Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда B.C. Гризодубовой. Среди мероприятий, подлежащих исполнению, было сооружение на Новодевичьем кладбище надгробия, на ее родном доме № 44 по Ленинградскому проспекту мемориальной доски. Но самое главное — возведение памятника легендарной летчице. Оспаривалось и место — территория живописного Петровского парка рядом с Военно-воздушной академией имени Жуковского. Правительству Москвы предлагалось рассмотреть вопрос о переименовании площади или улицы в городе в ее честь и создании ее музея-квартиры.

Памятник великой летчице, сделанный по проекту архитектора В. Курбатова при участии Ф. Викулова, отлит в бронзе, его высота 7,5 метра. 1 сентября 2000 г. памятник установлен

Кирилин Александр Александрович — главный инженер ОАО НПО «Взлёт».

в Москве, на Кутузовском проспекте, напротив Центрального института приборостроения.

Жители Солнцева, знавшие Валентину Степановну лично, отмечали ее постоянную сердечность, желание помочь человеку, который нуждался в помощи, ее грубоватую нежность, солдатскую и материнскую щедрость и доброту.

С марта 1972 года по ноябрь 1986 года предприятие возглавлял Белюнов Анатолий Николаевич — кандидат технических наук, генерал-лейтенант авиации.

В 1972 году постановлением Правительства на базе НИЛИЦ было создано научно-производственное объединение «Взлет».

За период руководства генерального директора Белюно-ва А.Н. предприятие оснастилось новой техникой и оборудованием, стало головным по ряду видов деятельности. Увеличился объем выполняемых работ. За трудовые достижения в 1980 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

С ноября 1986 года по январь 1990 года генеральным директором НПО «Взлет» был Довгань Владимир Корнеевич — генерал-майор авиации. Этот период характерен для НПО «Взлет» дальнейшим развитием отраслевых видов деятельности.

С февраля 1990 года предприятие возглавляет Бойко Виктор Денисович — кандидат технических наук, лауреат Госу-дарственной премии РФ в области науки и техники, избранный трудовым коллективом на пост генерального директора.

В 1994 году под его руководством предприятие преобразовалось в открытое акционерное общество «Взлет». В последние годы в активе предприятия не только летные испытания специальной авиационной техники и радиоэлектронных систем, но и активная работа в сфере гражданской авиации (строительно-монтажные работы, перевозка грузов по России, СНГ и дальнему зарубежью).

ОАО «Взлет» располагает высококлассным авиационным персоналом, имеет большой опыт выполнения сложных и уникальных летно-испытательных работ.

Вертолетные экипажи ОАО «Взлет» работали на реконструкции Шаболовской телевизионной башни, строительстве ЛЭП в горах Кавказа, в горной местности Индонезии, строи-

Белюнов Анатолий Николаевич - генеральный директор НПО «Взлёт» с 1972 по 1986 годы.

Белюнов Анатолий Николаевич — генеральный директор НПО «Взлёт»
с 1972 по 1986 годы.

тельстве канатной дороги в Карпатах, монтаже заводского оборудования на предприятиях Белоруссии, Украины и России.

Опытным производством ОАО «Взлет» создан ряд уникальных приспособлений, подвесных и буксируемых контейнеров для летающих лабораторий на базе различных типов самолетов и вертолетов.

Наличие научно-технической базы позволяет создавать летающие лаборатории для выполнения работ по экологическому мониторингу, воздушному дистанционному контролю инженерных сетей, нефтепроводов, газопроводов и водопроводов.

Многолетняя деятельность ОАО «Взлет» на передовых рубежах отечественной техники обусловила появление кадров высококлассных специалистов-руководителей, подразделения которых неоднократно поощрялись за достигнутые успехи в труде. Это коллективы, возглавляемые в разное время кандидатом технических наук Кирилиным А.А., кандидатом технических наук Кулаковым А.П., кандидатом технических наук Бабуриным В.М., Героем Социалистического Труда, доктором технических наук Фигуровским Ю.Н., доктором технических наук Баклашовым И.Н., Белогубом В.П., Ставинским В.Н.

В последние годы ОАО «Взлет» значительно расширил область деятельности в сфере гражданской авиации. В составе ОАО «Взлет» в 1998 году создана и функционирует Московская региональная поисково-спасательная база, предназначенная для поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в московской воздушной зоне.

 

Гризодубова Валентина Степановна - основатель и первый директор НПО «Взлёт»

Гризодубова Валентина Степановна — основатель и первый директор НПО «Взлёт»

 

НПО Взлёт

НПО Взлёт

Самолёт Douglas C-47 Skytrain

Самолёт Douglas C-47 Skytrain

нпо взлет

нпо взлет

 

вертолёт Ми-10К - летающий кран

вертолёт Ми-10К — летающий кран Фото: Игорь Колоколов