Производственная улица

Производственная улица

В главе «На пяти китах…» мы писали уже о том, что 20 октября 1947 года с настоятельной необходимостью строительства водопроводных станций и гидроузлов, обеспечивающих новые жилые районы столицы и вводящиеся в строй объекты промышленности водой, постановлением Совета Министров СССР № 3612 в составе МВД СССР было образовано управление строительства Северной водопроводной станции Москвы «Севводстрой». Одним из подразделений управления была Автотранспортная контора (АТК) — будущее ОАО «Автоинжстрой».

В художественном буклете, изданном в связи с 50-летием ОАО «Автоинжстрой», его генеральный директор Анатолий Алексеевич Потапченко так написал о своей организации, в которую он вложил половину собственной жизни:

«Невозможно представить современную жизнь без автотранспорта. Как говорил незабвенный герой Ильфа и Петрова Остап Бендер, автомобиль не роскошь, а средство передвижения. От себя добавлю: и не только передвижения, а в первую очередь — перевозки грузов, в частности строительных. Первостепенная важность строительных грузоперевозок стала особенно явно заметна в последние годы, когда в Москве развернулось неслыханное и невиданное по грандиозности масштабов строительство жилых домов и объектов инфраструктуры. Так что, перефразируя слова известной песни,

можно сказать, что сегодня, как без воды, без автотранспорта — и ни туды, и ни сюды». Это сравнение тем более правомерно, что история ОАО «Автоинжстрой» тесно связана с историей строительства московских водопроводных станций и гидроузлов.

ОАО «Автоинжстрой» в октябре 1997 года отметило полувековой юбилей. А начиналось все с крохотного гужевого транспортного хозяйства, которое за 50 лет превратилось в крупное предприятие, оснащенное самой современной отечественной и зарубежной техникой. Но, конечно же, главное наше богатство — люди, сплоченный коллектив профессионалов, способный выполнить самые сложные задачи. В копилку наших достижений только за последнее время добавилось участие в строительстве Западной водопроводной станции, подземных гаражей на ВВЦ, уникальной эстакады в Алтуфьево, мемориала на Поклонной горе, реконструкции улицы Ильинка и Манежной площади. И это далеко не полный перечень!

Трудовые традиции ОАО «Автоинжстрой», опыт, накопленный на протяжении полувека, — гарантия эффективности и высокого качества нашей работы».

Авторы считают, что Анатолий Алексеевич правильно расставил акценты в деятельности общества «Автоинжстрой».

Срочная необходимость в строительстве новых водопроводных станций и гидроузлов, обеспечивающих их водой, в пятидесятых годах была продиктована ростом Москвы, новых ее жилых районов и объектов промышленности.

В состав самостоятельных подразделений автотранспортной конторы первоначально входили: центральная автобаза; конный парк (100 немецких лошадей, полученных в счет репараций); центральные авторемонтные мастерские; автобаза лесозаготовительного района.

На момент образования Автотранспортной конторы (АТК) перевозки производились не только автомобилями марок «Газ-АА», «Зил-5», «форд», «виллис», но и гужевым транспортом. В марте 1953 года АТК в составе «Севводстроя» была передана в ведение МПС, в августе 1954 года — в Минтранс-строй.

В 1956 году началось строительство Можайского гидроузла, на территории которого в составе АТК создается автобаза. В апреле 1960 года Можайский гидроузел вводится в эксплуатацию и начинается строительство Рузского гидроузла и Западной водопроводной станции.

Первым начальником АТК был назначен Лахов Александр Иванович (1947—1953), много сил отдавший организации подразделений, сначала во временных, а затем в зданиях капитального типа, укомплектованию их подвижным составом, оборудованием, личным составом.

В дальнейшем Лахов был откомандирован на строительство Волго-Донского канала.

В 1953—1962 годах директором АТК был Игнат Никано-рович Киреев. Этот замечательный инженер оставил о своей деятельности добрую память.

При строительстве Рузского гидроузла в объемы его автоперевозок входили:

строительство двух плотин на реках Руза и Озерна, создание и соответствующая подготовка ложа водохранилищ; строительство, реконструкция автодорог; строительство жилого поселка;

строительство для подсобных подразделений; автобазы, МПК и бетонного завода.

Автобаза была пополнена самосвалами МАЗ и КРАЗ, думперами производства Венгрии, прицепами к самосвалам для перевозок гравия на бетонный завод, цементовозами марки «Чепель» ЧССР.

Подвижной состав и все службы АТК были переведены на строительство Западной водопроводной станции в Солнцеве.

16 февраля 1961 года управление «Севводстроя» переименовывается в трест «Мосттрансгидрострой», а 24 июня того же года АТК становится автобазой треста. Одновременно со строительством Западной водопроводной станции автобаза треста «Мострансгидрострой» занимается автоперевозками на сооружении плотины на реке Москве в районе села Петрово-Дальнее. В 1961—:1962 годах автобаза переезжает во вновь построенные капитальные помещения в поселке Солнцево. На этой территории ОАО «Автоинжстрой» располагается и в настоящее время.

В объем строительства ЗВС, а соответственно в объемы перевозок автобазы в те годы входило:

строительство очистных сооружений; строительство водозабора из Москвы-реки в районе поселка Барвиха;

строительство водопроводов первого и второго подъемов; строительство резервуаров чистой воды в Конькове; строительство жилого поселка строителей у железнодорожной станции Суково и жилого поселка эксплутационни-ков ЗВС (поселок Западный);

строительство подсобных предприятий строительства ЗВС: автобазы, управления механизации, складов материально-технического снабжения, железнодорожной ветки к ним и ЗВС, двух бетонных заводов, один из них в районе Рублево, для выпуска бетона при строительстве водозабора из Москвы-реки.

Начальником АТК в 1962—1964 гг. был Леонид Матвеевич Эфрос. Инженеры, строители, шоферы, работники транспорта всех уровней помнят и любят этого человека за его душевные качества, требовательность, дисциплину и трудолюбие.

28 декабря 1962 года трест «Мострансгидрострой» был передан в ведение Главмосстроя Мосгорисполкома, а автобаза в апреле 1963 года передана в состав треста «Мосстроймеханизация-7».

За период производственной деятельности автобазы АТК в составе строительного управления, а затем треста отработана технология обеспечения автотранспортных перевозок разнообразных строительных грузов по районам и управлениям. В местах перевозок создавали автобазы — колонны с применением специализированного подвижного состава — трубовозов разных типов для перевозки труб.

Необходимо отдать должное большой роли в становлении коллектива транспортников строителям, обеспечивающим удовлетворение основных социальных нужд коллектива. Все нуждающиеся в короткий срок обеспечивались благоустроенными квартирами.

В дальнейшем всю работу по перевозке грузов, труб и строительных материалов возглавляли коллективы шоферов, инженеров, транспортников под руководством Петра Ивановича Линькова (1964—1969), Михаила Ивановича Пушкина (1969— 1978) и Анатолия Алексеевича Потапченко (1978—2000).

Наиболее крупные инженерные сооружения и объекты в Москве и Московской области, в строительстве и реконструкции которых принимало участие ОАО «Автоинжстрой»: Северная водопроводная станция;

Можайский гидроузел;

Рузский гидроузел;

Западная водопроводная станция;

Курьяновская станция аэрации;

канализационные станции в Солнцеве, Братееве, Крылатском, Переделкине, Митине, в Филевском микрорайоне и на 2-й Пугачевской улице;

подземные гаражи на ВВЦ; уникальная эстакада в Алтуфьево; мемориал на Поклонной горе;

Манежная площадь;

улица Ильинка;

стоянка на 700 автомобилей;

цех по текущему ремонту и техническому обслуживанию автобетоносмесителей и автобетононасосов;

цех по текущему ремонту дизельных автомобилей; цех по текущему ремонту карбюраторных автомобилей; цеха по техническому обслуживанию № 1 и № 2 дизельных и карбюраторных автомобилей; агрегатно-моторный цех; токарный цех; аккумуляторный цех; шиномонтажный цех; сварочный цех;

цех по ремонту топливной аппаратуры и пост диагностики;

мойка автомобилей;

лругие вспомогательные цеха.

На территории филиала предприятия заканчивается строительство производственного корпуса моечных и окрасочных работ, рассчитанного на обслуживание 300 грузовых автомобилей.

В трехпролетном здании площадью 2320 квадратных метров смогут одновременно производиться следующие виды работ:

комплекс ЕО;

диагностические;

шиномонтажные;

окрасочные;

антикоррозийные.

Корпус предусматривается оснастить высоконапорными, высокопроизводительными моечными шланговыми установками, комплексом оборудования для постов окраски, нанесения антикоррозийных покрытий и сушки поверхностей, компрессорными установками с воздушным охлаждением, современным диагностическим оборудованием, очистными сооружениями для мойки автомобилей с оборотным водоснабжением, приточно-вытяжной вентиляцией с устройством местных отсосов.

В 1962—1997 годах на основной территории в Солнцевском районе Москвы работники автобазы построили:

административный трехэтажный корпус, включающий клуб, диспетчерскую и служебные кабинеты; столовую на 40 мест;

бытовой корпус, рассчитанный на 200 человек; прачечную для спецодежды;

медпункт, стоматологический и наркологический кабинеты, сауну.

Кроме того, при предприятии созданы два садоводческих товарищества (320 участков).

За время своего существования — а это 50 лет — ОАО «Автоинжстрой» из маленького гужевого хозяйства превратилось в крупное автотранспортное предприятие, персонал которого насчитывает более 500 человек, а парк составляет около 400 автомобилей.

В дни празднования 50-летия ОАО «Автоинжстрой» красными буквами были напечатаны на видном месте имена директоров этого достойного предприятия, людей, преданных профессии автомобилиста и производству.

1947—1953 гг.

Лахов Александр Иванович.

1953—1962 гг.

Киреев Игнат Никанорович.

1962—1964 гг.

Эфрос Леонид Матвеевич.

1964—1969 гг.

Линьков Петр Иванович.

1969—1978 гг.

Пушкин Михаил Иванович.

1978—2000 гг.

Потапченко Анатолий Алексеевич.

с 2000 г. — Чикин Андрей Николаевич.

Немало честных, преданных своему делу людей воспитала организация под названием «Автоинжстрой». Многие из них связали с автобазой всю свою жизнь.

Николай Степанович Логунов работает здесь с 1969 года, сейчас заместитель генерального, директора, председатель совета директоров акционерного общества. Заместитель генерального директора Николай Гаврилович Иванов работает на автобазе около 20 лет, занимался вопросами эксплуатации, снабжения, хозяйственной деятельностью. Погиб в 1999 году в автомобильной аварии.

Совсем недавно, в 1999 году, автобаза похоронила еще одного замечательного человека, главного инженера Николая Семеновича Сивенкова, также погибшего в результате автомобильной катастрофы. Много добрых полезных дел сделал этот молодой, талантливый инженер в системе «Автоинжстрой», особенно широко развернулись его способности в связи с реконструкцией центральных площадей Москвы, строительства эстакад, гидроузлов, станций, цехов по ремонту автомобилей и т.д.

Хорошо знают авторы бывшего парторга автобазы Антонова Михаила Павловича, главного инженера Краснослобод-цева Василия Архиповича.

С 1953 года всю жизнь трудится здесь Павел Григорьевич Кузнецов, с 1963 года работает мастером авторемонтных мастерских Иван Михайлович Петров, с 1966 года — механик автоколонны Николай Эдуардович Янковский, с 1961 года — слесарь Владимир Иванович Степанов, с 1969 года трудятся на автобазе обойщица Анна Семеновна Афанасьева и вулканизатор Екатерина Карповна Кирюхина.

…И еще вот о чем вспоминает один из авторов книги, Инна Викторовна Соколова.

Двадцать два года довелось ей быть директором школы № 1000. Все эти годы, особенно в период активной депутатской деятельности, автобаза в лице М.И. Бурукина, а потом

А.А. Потапченко была шефом школы. Шефы чинили забор, возводили новые стены, латали крышу, красили крыльцо, ставили в школьном дворе тяжелые спортивные сооружения. Давно ушли те времена, но шефы остались. Сейчас на автобазе новый директор —А.Н. Чикин. И хоть раз в полгода, особенно перед первым сентября, на автобазе раздается привычный звонок из школы: «Здравствуйте, Андрей Николаевич! Вас беспокоит тысячная школа. Хорошо бы покрасить забор перед началом учебного года. Краски только у нас нет».

По материалам кониги Город Солнца

И.В. Соколова

В.И. Соколов

Глава 6