Завотделом Нина Назирова – среди экспонатов Музея-галереи Евгения Евтушенко в Переделкине,  (ул. Гоголя, д. 1А). Кажется, что сам поэт вышел  лишь на минуту…

Музей-галерея знаменитого поэта-шестидесятника представляет его с совершенно неизвестных сторон

Среди переделкинских писательских музеев тот, что рассказывает о Евгении Евтушенко, самый молодой. Это неудивительно, ведь поэт покинул этот мир лишь в позапрошлом году. В 2010 году он отрезал от собственного дачного участка кусок земли и построил на нём з­амечательный двух­этажный Музей-галерею, ныне экспозиционно-выставочный отдел Музея современной истории России. Всё, что выставлено здесь, Евгений Александрович подарил России в знак благодарности народу, который его воспитал.

Фотограф и поэт
– В первом зале нашего музея Евтушенко предстаёт как фотограф, – объясняет заведующая отделом Нина Назирова. – Как известно, он очень много ездил не только по СССР, но и побывал почти в 100 странах мира. Снимать Евгений Александрович начал довольно необычным образом. В 1974 году его пригласили на гастроли в Японию. Одно выступление предполагалось прямо на улице. Незадолго до начала поэт увидел немолодую японку, прислонившуюся к стволу сакуры. Он заметил то, на что никто, кроме него, не обратил внимания. Морщины её лица совпали с корой дерева, как бы переходили в неё. Он попросил стоявшего рядом фотографа (Евгений Александрович знал 5 языков) сделать этот кадр, но тот отказался: «Ты заметил – ты и нажимай на спуск». Е­втушенко нажал, кадр получился. Его потом напечатали две японские газеты.

В конце путешествия организаторы подарили Евтушенко камеру Nikon и много плёнки. Она до сих пор хранится в семье поэта. Так Евгений Александрович начал фотографировать. Видимо, у него, как говорят фотографы, был хороший глаз.

Подарок Пикассо
В двух залах музея выставлены картины советских, российских и иностранных художников. Среди шедевров литография Пабло Пикассо «Танец». Хотя Е­втушенко и Пикассо были хорошо знакомы, картину ему п­одарил не сам автор.

История такова. Однажды Пикассо решил сделать широкий жест и предложил Евтушенко выбрать в качестве подарка любую из работ, выставленных в его мастерской. Но поэт отказался: на стенах висели довольно едкие карикатуры на женщин. От Пикассо незадолго до этого ушла молодая жена, забрав двоих детей, так что мастер мстил всему женскому полу. Те работы поэту не понравились. Пикассо задумался, потом просветлел и велел подать шампанское: «Один мой автограф на салфетке стоит 10 тысяч долларов, а этот с­умасшедший русский поэт только что отказался от миллиона! За этот жест, достойный Настась­и Филипповны из «Идиота», стоит выпить».

Евтушенко ушёл от Пикассо без картины. Откуда же она в музее? «Танец» поэту подарила вдова другого художника, Фернана Леже, со словами: «Ну наконец хоть кто-то утёр нос этому старому выскочке Пикассо!» Соперничество между двумя великими художниками не закончилось даже со смертью одного из них.

Ещё из значимых картин в галерее Е. Евтушенко – рисунок Марка Шагала, «Птица» Жоржа Брака, «Вопрос насекомого» немецкого авангардиста Макса Эрнста. Кстати, это единственная его работа, находящаяся в российских музеях. Рядом на стенах висят работы Жана Кокто и уже упомянутого Фернана Леже. В третьем зале Музея-галереи Евтушенко – картины старых русских, советских и современных российских авторов. Безусловным шедевром раздела можно считать трогательного «Жирафёнка» Нико Пиросмани. Отдельная стена занята серией из девяти литографий Михаила Шемякина, близкого друга Евгения Евтушенко. Стоит взглянуть и на «Воспоминание о Лианозово» с розами организатора знаменитой «Бульдозерной выставки» Оскара Рабина.

Есть в музее и неожиданные предметы. Например, трость, на которую некогда опирался сам Марк Твен, – подарок из А­мерики.

В сотворчестве с жителями
И ещё о важном: по проекту «Московское долголетие» здесь работает интерактивная программа «Евгений Евтушенко и мы. Сотворческая мастерская». Из ближайших мероприятий: лекции «Шемякин – Евтушенко», «Евтушенко и Грушинский ф­естиваль» (2 и 9 августа соответственно) и пешеходная прогулка 7 августа.

Мнения
Виктория:

– Очень здесь понравилось. Особенно с учётом того, что это была инициатива самого Е. Евтушенко – передать свою коллекцию людям. Для меня было откровением, что в его жизни такое место занимала фотография. То, как эти снимки сделаны, подтверждает, что талантливый человек талантлив во всём. Посмотрите, как он фотографирует простых людей!

Ирина:

– Я впервые в Переделкине, но однажды встречалась с Е. А. Евтушенко, когда поэт Андрей Дементьев приво­зил его в Тверь. Меня весьма впечатлила музейная коллекция живописи: Пикассо, Шагал, Пиросмани… Живопись – вещь недешёвая, и то, что Евтушенко её передал в дар, говорит о его щедрости и ответственности. Этим шагом поэт надолго запомнится людям.

© Ссылка на источник