«Опыт регионов — ценный вклад в развитие столичного образования»

За последние годы московское образование шагнуло далеко вперёд: учителя полностью отказались от бумажных журналов, а ученики от дневников, практически каждый кабинет современной школы оснащён интерактивной панелью, чего и представить себе было невозможно всего каких-нибудь пять лет назад.


Не отстаёт и содержание образование: внедрение новых стандартов побудило столичных педагогов к разработке уроков в новом формате, учитывая современные требования к структуре и наполнению. Сегодня каждый современный урок должен включать задания в формате ВПР, ОГЭ или ЕГЭ в зависимости от уровня образования, задания в формате международных исследований читательской, математической и естественнонаучной грамотности, работу с текстом, разнообразной графической информацией, в том числе таблицами и схемами, и даже культурологический компонент. И это давно считается современной нормой.

На данном изображении может находиться: 3 человека, люди сидят, экран и в помещении
За последние годы в столице накопилась большая библиотека прошедших модерацию интерактивных уроков или отдельных заданий, к которой каждый участник образовательного процесса имеет доступ.
Столичное образование, идя в ногу со временем, всегда опиралось на крепкие принципы отечественной педагогики, всегда поддерживало надежные связи с региональными партнерами, вбирало в себя лучшие практики крупнейших городов страны. В рамках действующей городской программы «Школы городов России – партнеры Москвы», организованной Департаментом образования и науки, у педагогов столицы появилась уникальная возможность посетить российские города и перенять лучший опыт, поделившись и собственными достижениями.
Вот и представители школы №1542 в апреле текущего года совершили поездку в удивительный Воронеж. Раскинувшийся на берегах одноименной реки в пятистах километрах от Москвы, имеющий богатую историю и культуру, город поразил делегацию способностью многих школ интегрировать историческое, культурное и образовательное пространства. Например, в школе №102, открытой без малого год назад, создано 5 музеев, одним из которых является музей Гавриила Троепольского, автора небезызвестного «Белого Бима…» В нём собрана уникальная коллекция экспонатов: все музейные предметы – личные вещи писателя, уроженца воронежской земли. Среди них черновые рукописи, книги с известными рассказами Троепольского (из личной коллекции автора), переведённые на 26 иностранных языков, предметы интерьера и быта. Стенды и витрины расположены в школьной рекреации, к которой каждый учащийся имеет доступ, музейные предметы снабжены QR-кодами, с помощью которых каждый желающий может прослушать аудиоэкскурсию с историей того или иного предмета. Все это, помимо того, что выглядит очень современно, создаёт уникальную интерактивную образовательную среду, которая грамотно интегрирована с историей и культурой региона.
Ещё один музей школы №102, которая поразила делегацию, посвящён другому писателю – Вячеславу Дёгтеву, чьё имя также связано с Воронежем. Экспозиция организована в кабинете русского языка и литературы в виде интерактивных стендов, на которых перечислены основные вехи жизни и творчества автора. Как не развиться у обучающихся в таких стенах чувству патриотизма? Как не научиться гордости за свою малую Родину?
Образовательные практики Воронежа предстали перед нами вобравшими в себя всё лучшее от старой школы и совместившимися с хорошо зарекомендовавшими себя новыми технологиями. Так, одна из старейших школ города – гимназия имени А.Кольцова – уже давно практикует дистанционное ведение отдельных уроков с помощью системы вебинаров. Учитель школы или преподаватель вуза, сотрудничающего с гимназией, проводит в среднем звене уроки химии или математики на всю параллель учащихся сразу с помощью онлайн-вебинара, материалы которого остаются в записи, и их может позже посмотреть любой учащийся. Несомненным преимуществом такой технологии перед обычной видеозаписью, хранящейся в интернете, является возможность обратной связи с педагогом во время ведения лекции. На наш взгляд, для некоторых школ, а особенно в маленьких городах, эта образовательная практика может явиться поистине уникальной находкой. Благодаря ей можно избежать проблемы нехватки педагогических кадров в отдалённых от крупных центров населённых пунктах и обеспечить непосредственное взаимодействие школьников, проживающих в небольших поселениях, с лучшими умами крупных городов.
Удивительным и так напомнившим московское образование показалось то, что руководители каждой из посещенных делегацией образовательных организаций чувствуют свою ответственность не только за своих обучающихся, но и за образовательную систему всего микрорайона в целом. Особенно это проявилось в школах и садах активно застраивающихся районов в условиях ещё не сложившейся полностью инфраструктуры. Так, детский сад, носящий название «Город мастеров», имеющий одним из приоритетных направлений профориентационную деятельность, активно формирует собственную детскую библиотеку, которая пока является единственной в новом микрорайоне и не отказывает в выдаче книг на руки жителям. А учебно-воспитательный комплекс «Гимназия №1», имеющий в своём составе подразделение «Спортивная школа» и отделение дополнительного образования, считает своей задачей оздоровление и развитие не только учащихся, но и их родителей, а также жителей прилегающих домов. На базе комплекса реализуется множество услуг в области дополнительного образования и спорта как на бюджетной, так на внебюджетной основах для всех желающих.
В каждом из учреждений команду московских педагогов встретили настоящие профессионалы своего дела, продемонстрировавшие лучшие образовательные практики и технологии своих организаций.
Завершилось знакомство с опытом воронежских коллег круглым столом, а по результатам встречи был подписан договор, в рамках которого будет возможно прямое сотрудничество столичных образовательных учреждений с учреждениями Воронежа, и это даст возможность обеим сторонам обменяться лучшими образовательными практиками, а Москве ответить на гостеприимство воронежцев.
Благодарим Управление образования города Воронежа и сотрудников принимавших школ за радушие, открытость и гостеприимство, которые были оказаны столичной делегации в каждом из посещенных учреждений. Ждём и вас в гости, поверьте, нам тоже есть, чем с вами поделиться!

Автор статьи Драгункин Виталий Викторович, учитель ГБОУ Школа № 1542.