Мы в соцсетях:
Рупор Солнцево - Однокласники, ВКонтакте, Фейсбук
Телеграм:Рупор Солнцево, ЧАТ СОЛНЦЕВО

Футболки Солнцево, Наклейка Солнцево



бизнес, предприниматель, контакты

Как я стал предпринимателем в Солнцево. ЧАСТЬ 3. Регистрация бизнеса

Продолжаем серию публикаций как я решил стать предпринимателем в родном районе Солнцево и что из этого получилось. Очередной пост будет про форму регистрации малого бизнеса (ООО, ИП и др.), их плюсы-минусы.

Предыдущую часть блога можно прочитать здесь.

Итак, ЧЕМ заняться и ГДЕ заняться бизнесом мы разобрались в предыдущих частях. Чтобы не терять зря времени вы решили зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или зарегистрировать своё ООО (или купить готовое), чтобы можно было заключать договоры с арендодателем, поставщиками товара, мебели, оборудования и может даже строителями-отделочниками (если не договоритесь об оплате налом) и открывать счета в банках. Мысль разумная, ибо готовь сани, как известно, летом. И если вопрос с открытием бизнеса уже решен и обжалованию не подлежит, то заблаговременное оформление документов по регистрации бизнеса сэкономит вам много времени в ближайшем будущем и не будет для вас обременением в дальнейшем.

В чем разница между ИП и ООО, и как их зарегистрировать на себя (это очень просто), я думаю, вы без проблем найдете и прочитаете в интернете, но обязательно учтите следующие нюансы.

ПОКУПНОЕ ООО.

Плюсы: минимальный геморрой с регистрацией ООО, не надо искать юридический адрес для ООО (то есть там где по закону должен находиться официальный офис ООО, присутствовать генеральный директор и по идее находятся все уставные и бухгалтерские документы), компания уже с минимальной историей существования и, скорее всего, открытым банковским счетом. Покупается ООО обычно в 2 этапа и у нотариуса: первым делом покупается 100% доли в уставном капитале, путем подписания договора-купли продажи доли, а вторым этапом письменным решением нового собственника ООО (то есть вас) меняется генеральный директор на новое лицо (обычно, на вас). В обратном порядке (сначала смена генерального, потом купля-продажа доли в ООО) схема тоже работает, а чаще всего делается всё одновременно и за «один заход» к нотариусу. Цена такого ООО со всеми процедурами смены участника и генерального директора от 30 000 рублей до бесконечности. Но если вы покупаете «пустое» ООО, с нулевой отчетностью и уже открытым банковским счетом, то цена обычно колеблется в районе 50 000 рублей за всё, но возможны варианты.

Минусы: Вы всегда покупаете кота в мешке, поскольку никогда не узнаете какие договоры, заключалось и подписывалось от этого ООО в период своего существования, до вашей покупки (и в бухгалтерии эти договоры могли быть не отображены, что не влечет их недействительность), какие гарантии и поручения это ООО выдавало и вообще, в чем смысл и предназначение этого ООО было (до вашей покупки) и насколько законно оно было исполнено. Сейчас уже не то время, когда ООО-шки регистрируются сразу кучей для последующей продажи как готовая форма бизнеса. Сейчас ООО, как правило, регистрируется под конкретную (даже иногда разовую) задачу, банковскую операцию или сделку. И после выполнения своей «одноразовой» функции ООО становится просто ненужной и даже желательной к переоформлению на случайное лицо (на вас), дабы скинуть с себя лишний груз ведения и сопровождения ее жизнедеятельности. Вам это чревато, в первую очередь, отголосками этой самой «одноразовой» функции, причем совершенно с неожиданной стороны, спустя несколько месяцев или даже лет: претензия от контрагента, с которым заключался какой-то договор или соглашение и о которых вы элементарно не в курсе, претензия от банка или неизвестного вам лица, перед которым ваше ООО когда-то оформило поручительство или гарантию, претензии от налоговых и правоохранительных органов за какие-то события из «прошлой жизни» ООО, в том числе транзит сомнительных денежных средств (упаси Боже, бюджетных) через банковский счет уже вашего ООО и т.д. В лучшем случае вы просто отбрехаетесь, что купили это ООО, предоставите все документы и сведения, которые знаете и на этом от вас отстанут, а вот в худшем случае вам заблокируют счет в банке (и не дадут открыть в другом банке, поместив вас в определенный «черный» список) и затаскают по всяким проверкам и объяснениям. Естественно, если неожиданная претензия к вашей ООО будет материальная (непогашенный долг, поручительство, гарантия и т.д.), то простым объяснением ситуации вы вряд ли отделаетесь и будете отвечать тем имуществом и теми деньгами, которое есть у вашего ООО.

Итого: Настоятельно НЕ рекомендую, несмотря на простоту оформления «купил и работай».

СВОЁ НОВОЕ РЕГИСТРИРУЕМОЕ ООО.

Плюсы: Чистая «нулевая» фирма, без скелетов в шкафу, со своим придуманным названием, логотипом и прочими мелкими фишками. Компанию всегда можно продать как «готовый бизнес» или привлечь в бизнес инвестора с деньгами, продав через нотариуса долю в уставном капитале (если будет в этом нужда и желание). Если компания уходит в крутое пике по долгам, то компанию всегда можно «бросить», переоформив ее на номинала (хотя это чревато последствиями, если кредиторы начнут процедуру банкротства компанией. Но, как показывает практика, компанию с долгом меньше 1 млн. рублей банкротить просто экономически невыгодно и затратно для кредиторов, но со счетов этот вариант сбрасывать не стоит).

Минусы: В Москве достаточно тяжело найти адекватный юридический адрес для регистрации там ООО, с нормальной арендной платой (хотя бы не за офис, а за почтово-секретарское обслуживание), чтобы не попасть в списки налоговой с «недостоверными данными» о вашем месте нахождения. При этом у вас будет дилемма: или взять в аренду реальный офис, в котором первое время и сидеть-то толком никто не будет (а платить арендодателю надо по полной), или оформить договор аренды для регистрации юридического лица, а по факту платить, только за получение входящей почтовой корреспонденции (что чревато претензиями от проверяющих организаций, которые всегда надеются увидеть по юридическому адресу не секретаря-почтальона на 10 организаций, а полноценный офис, с мебелью, оргтехникой и прочими атрибутами офисной жизни). Да и платить несколько тысяч рублей в месяц (от 10 000 руб. и больше) за почтальона-секретаря на телефоне («вам тут письмо прислали, заберите») как-то тоже жаба душит. Короче, одна головная боль и расходы. Опять-таки банки не очень любят свежезарегистрированные ООО, которые приходят открыть к ним счет, подозревая в каждой фирме – пустую однодневку, а в директоре – номинала. С процедурной точки зрения открытия счета ничего не меняется, но документы на новые фирмы банки изучают гораздо придирчивее, чем на ООО с небольшой историей существования. Ну и с точки зрения бухгалтерской и налоговой отчетности, без пол-литры не разберешься; нужно или нанимать бухгалтера (за деньги), или самому внимательно изучать налоги, финансы и бухгалтерию, имея в друзьях практикующего бухгалтера, который подскажет нюансы.

Итого: Оптимальный вариант, если бизнес предполагается к дальнейшей продаже или предусматривает вхождение в него третьих лиц (со-инвесторов) и если не смущает объем производимой бухгалтерской отчетности и прочей бумажной волокиты.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

Плюсы: Самая простая форма регистрации бизнеса, можно даже подать документы в налоговую на регистрацию он-лайн, никакого юридического адреса – всё регистрируется по домашнему адресу самого предпринимателя. Достаточно простая форма отчётности (раз в год), не сложно вести ее самому, просветившись о ней в интернете. Плюс очень много крупных консалтинговых фирм предлагают бесплатное дистанционное ведение вашей отчетности в течение 6 месяцев – 1 года, чтобы не грузить вас этим. Минимальный пакет документов при открытии счета в банке, минимальные банковские тарифы на ведение счета, никакой аренды офиса не нужно (если вам самим это не нужно) и прочие послабления. В отдельных видах бизнеса присутствует такая штука, как налоговый патент (она же патентная система), то есть фиксированная сумма налогов, которая подлежит оплате раз в год по ставкам, которая устанавливается  налоговым органом (когда выручку тяжело проконтролировать и рассчитать с нее налог, например при сдаче имущества в аренду). Необязательно, кстати, открывать банковский счет, можно работать с наличностью, если выручка приходит небольшими суммам, у ООО таких поблажек нет. Индивидуальному предпринимателю можно даже не заказывать печать и работать без нее, просто расписываться в документах, хотя на создание простой печати тратится не более 1300 руб. и это совсем незначительное преимущество)))

Минусы: В дальнейшем бизнес не получится продать в том виде, как он есть. В лучшем случае придется переоформлять все документы на новое лицо (покупателя), что увеличит ваши трудозатраты и бумажную волокиту раз в 10, да еще не всё будет зависеть от вас с покупателем (например, арендодатель торговой площади (администрация ТЦ) откажет вам в замене стороны арендатора по договору аренды на вашего покупателя, а предложит вам расторгнуть договор аренды, с какими-нибудь убытками и штрафами для вас и заключить новый договор аренды с вашим покупателем. Просто потому что им так удобнее.). Ну и убытки, конечно, не спишешь на поставленного номинала и не бросишь пустое ООО, здесь придется нести ответственность до конца и по полной программе, ведь долги индивидуального предпринимателя переходят на физическое лицо при закрытии ИП.

Итого: Оптимальный вариант, если бизнес предполагается вести для себя и для собственной прибыли. Легко вести (в плане документарного оформления), легко контролировать, меньше проблем откуда не ждешь.

САМОЗАНЯТОЙ ГРАЖДАНИН.

Так как форма регистрации достаточно новая, то мне трудно выделить однозначные плюсы и минусы. Насколько я понимаю, самозанятому  запрещено нанимать сотрудников и заключать трудовые договоры, ему сложно будет открыть банковский счет (именно для коммерческой деятельности), поскольку судя по текущему тренду и постоянно муссируемым слухам, все банки сейчас будут заточены под выявление коммерческих операций обычных граждан, среди своих клиентов (в интересах налоговой), и ходи им потом доказывай, что ты «самозанятой» и обязательно уплатишь все налоги. Потом. У самозанятого минимальная налоговая ставка и практически полное отсутствие отчетности, но в моем понимании это форма регистрации бизнеса для тех, кто оказывает именно услуги на частной и нерегулярной основе: парикмахер, косметолог, юрист, репетитор, бухгалтер, строитель-отделочник и боится, что его когда-нибудь его поймают за мягкое место (при передаче денег за выполненную работу) и нахлобучат всевозможными санкциями, штрафами и заведут какое-нибудь дело. В моем случае открытия офф-лайн магазина детской одежды, естественно это не та ситуация и оформить магазин в виде деятельности самозанятого явно не получится)).

ПРИМЕЧАНИЕ: Все вопросы покупки кассового аппарата и регистрации кассы он-лайн (а других уже не должно быть), выбор системы налогообложения (общая система налогообложения (это где НДС), упрощенная система налогообложения (6% и 15%), патентная система налогообложения, торговые сборы, направление отчетности он-лайн и прочие организационные и технические моменты напрямую не зависят от формы регистрации бизнеса, которую вы выберите, а зависит напрямую от ваших денежных оборотов и видов предпринимательской деятельности, которым вам предстоит заниматься. Но, безусловно, эти вопросы тоже стоит внимательно изучить и подготовиться.

Иные формы регистрации бизнеса, такие как акционерные общества (всех типов), потребительские кооперативы и прочие товарищества мы рассматривать не будем, поскольку они совсем не свойственны для ведения малого бизнеса, а рассчитаны сразу на крупное объединение и участие в них множества независимых людей.

Продолжение следует.

Уважаемые читатели! Смысл моего поста, это выговориться и рассказать вам всю правду о создании своего бизнеса «с нуля», у вас перед глазами, силами обычного человека из соседнего двора (в прямом смысле этого слова), со всеми ляпами и ошибками, достоинствами и недостатками, которые я испытал на себе. Обещаю быть честным и не придумывать, а писать так, как это есть на самом деле. Если вы действительно задумываетесь о своем деле, постараюсь описать множество мелких нюансов, о которых вряд ли напишут в тематических статьях в интернете или расскажут на ютубе всякие бизнес-тренеры. Если свой бизнес – это не ваша мечта, то воспринимайте мой текст как лёгкое чтиво, которое может занять ваше внимание и убить немного времени.

Если Вам понравилось прочитанное — ставьте лайки, задавайте вопросы и оставляйте свои комментарии. Постараюсь ответить на самые необычные или на самые популярные вопросы.

© Ссылка на источник