По результатам 2017 года объем частного предпринимательства и малого бизнеса на российском рынке услуг оценивается в 5,5 трлн рублей и 2,4 млрд заказов.В сфере услуг занято порядка 9,6 млн человек —более 10% трудоспособного населения страны. При этом для 74% из них оказание услуг — это основная деятельность и источник дохода. Такие данные представили эксперты Avito                   и DataInsight по результатам совместного исследования «Частное предпринимательство и малый бизнес на рынке услуг». В отчете описан малый бизнес, включая частных предпринимателей, за исключением категорий «Медицина» и «Питание»*.

Структура рынка

Более 80% выручки приходится на 5 крупнейших сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей.При этом максимальная выручка не всегда соответствует категориям с максимальным количеством заказов. Больше всего их совершается в категориях«Пассажирские перевозки», «Транспорт и перевозки», «Красота и здоровье», «Ремонт авто» и «Обучение». В сегменте строительства самая высокая средняя цена заказа — 30 000 рублей, в сегменте пассажирских перевозок самая низкая —  250 рублей.

Самая массовая категория услуг «Ремонт и строительство» —28% всех исполнителей на рынке. Следующая по популярности категория —«Транспортные услуги и перевозки», в ней задействовано 13% от всех исполнителей. В этих категориях заняты преимущественно специалисты «мужских» профессий. Как результат, среди исполнителей мужчин в 2 раза больше, чем женщин.

Портрет исполнителя

В сфере услуг заняты, в основном, мужчины в возрасте от 25 до 44 лет. Их доля значительно больше, чем у женщин: 6,3 млн (66%) против 3,3 млн (34%). Почти половина людей (44%), занятых оказанием услуг, относится к верхней доходной группе: 4% могут позволить себе любые покупки без ограничений; 40% —все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира или дача; 36% хватает на еду и одежду, но не на дорогие вещи.Специалисты сферы услуг хорошо образованны,46% имеют высшее образование. Это больше, чем среди пользователей Интернета в России. Еще 5% имеют незаконченное высшее.

Большинство предпринимателей предпочитают работать в одиночку— 47%. Среди них есть как зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей —18%, так и самозанятые — 29%. Еще 14% работают в неформальных командах с друзьями или родственниками, 39% — в юридически зарегистрированных компаниях. Из общего объема заказов две трети получают исполнители, работающие в одиночку.

Для 74% работа в сфере оказания услуг является основной деятельностью. 26% — это совместители, чья занятость составляет 12‒16 часов в неделю. Их доход от оказания услуг не превышает 30 000 рублей̆ в месяц в самых высокооплачиваемых сегментах рынка.

Количество заказов и доходы

Средний доход от оказания услуг — 30 тысяч рублей в месяц. Средняя стоимость заказа у самозанятых исполнителей почти в два раза ниже, чем у индивидуальных предпринимателей, и в 7 раз ниже, чем у компаний: 1 500, 2750 и 10 000 рублей соответственно.Доходы этих групп также различаются вдвое: 20 000 и 40 000 рублей в месяц соответственно. Наибольший разброс выручки наблюдается в категории «Изготовление на заказ»: от 10 000 у самозанятых до 100 000 рублей у предпринимателей. Это объясняется разницей в типе заказа и его стоимости: в эту категорию входят как подработка в виде изготовления бижутерии, так и, например, изготовление кованой мебели.

В среднем вложения предпринимателя окупаются за 1‒2 месяца. Наиболее затратная категория«Транспорт и перевозки» — от 200 тысяч рублей, наименее затратные«Обучение и компьютерная помощь» — всего от 5 тысяч рублей. При этом максимальная средняя выручка предпринимателей в месяц в сегментах: «Изготовление на заказ» — 100 000 рублей, «Транспорт и перевозки» — 85 000 рублей, «Ремонт авто» и «Организация праздников» — по 40 000 рублей. Лидер по доходности— сегмент «Компьютерная помощь», при вложении в 5 тысяч рублей средняя выручка предпринимателя в месяц составляет 40 тысяч рублей. На втором месте —«Изготовление на заказ», при вложении в 20 тысяч рублей средняя месячная выручка составляет 100 000 рублей. На третьем месте — «Обучение», при вложении в 5 тысяч рублей средняя выручка составляет 20 тысяч рублей в месяц.

Источники заказов

Несмотря на то что основным источником заказов являются рекомендации и повторные покупки, 40% исполнителей используют платные инструменты продвижения. При этом 35% всех заказов исполнители получают через Интернет. Основную долю интернет-заказов приносят сайты объявлений — это самый эффективный канал — и социальные сети.

Четверть рекламного бюджета расходуется на рекламу в Интернете — это основная статья рекламных расходов. Больше всего на рекламу в Интернете тратят IT-специалисты (36%), исполнители в сегментах «Красота и здоровье» и «Бытовые услуги» (28%). Меньше всего — в сферах «Организация праздников» (12%), «Ремонт авто» (13%) и «Ремонт жилья» (18%).Сайт объявлений Avito используют 38% исполнителей, то есть 3,6 млн человек, занятых оказанием услуг. Среди интернет-площадок он является лидером по доле приносимой выручки —17,5%. Около 13,8% приносит размещение объявлений в социальной сети ВКонтакте, на третьем месте профильный сайтРемонтник.ру.

*Исследование проводилось среди компаний до 15 человек и частных лиц, работающих в одиночку в ограниченном списке категорий.

Об Avito

Avito самый популярный сайт для продажи товаров и услуг в России по версии сервиса SimilarWeb. Согласно Mediascope и собственным данным компании ежемесячная аудитория Avito составляет почти 33,4 млн человек – около пятой части населения России. 18,5 млн уникальных пользователей заходят на Avito с мобильных устройств. На сайте размещено 38,7 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 400 000 новых объявлений.В течение месяца пользователи Avito просматривают страницы раздела «Услуги» более 120 млн раз. 

О DataInsight

Компания DataInsight первое в России специализированное агентство в области исследований Интернета. Мы предоставляем нашим клиентам как подробные стандартные отчеты, например «Электронная торговля в России», так и разнообразные индивидуальные исследования и консалтинговые услуги. Наши исследования основаны на активном мониторинге рынка, критическом анализе всего спектра доступных данных и эффективном совмещении различных исследовательских методик. Сооснователи и партнеры компании Федор Вирин и Борис Овчинников, стоявшие 15 лет назад у истоков исследований Рунета и исследований в Рунете.