Московское метро принято называть одним из самых красивых и удобных в мире, я, если честно, эту точку зрения не разделяю, по-моему метро в Москве просто ужасное: весь этот мрамор, пропитанный грязью, старые поезда, станции с тяжеленными дверьми, приспособленные только для сильных людей не обремененных багажом или, не дай бог, детской коляской, а еще этот грохот приближающегося состава (серьезно, нигде в мире вы не услышите подобного звука) — все это не вызывает у меня восторга. так быть не должно, и конкурсы на проекты новых станций — шаг в верном направлении.

в общем я очень хотел участвовать, пока не увидел задание. оказалось, что проект уже готов, станции практически уже строятся, а конкурсантам предлагаться всего лишь навесить декор на существующие конструкции. более того, проект рисовали так, чтобы было подешевле и максимально неудобно для людей. вот например вестибюль (чертеж ниже, из конкурсного задания):

обратите внимания на лифт для инвалидов в левом верхнем углу, напротив дверей которого стоит колонна — это гениальное решение не правда ли? а теперь представим ситуацию, человек с ребенком и коляской для этого ребенка поднимается на лифте, двери открываются и перед коляской стоит колонна расстояние до которой 1.4 метра. возможно кто-то из вас спросит: зачем с платформы поднимать в вестибюль, ведь можно же сразу на улицу? нет, друзья, нельзя, проектировщики решили, что так будет слишком легко для вас, и вообще в нашей стране не принято искать простых путей, перед входом в подъезд вашего дома должна быть лужа, где-то по пути к метро стройка или ремонт дороги, а в самом метро турникеты и лифт, на котором нельзя спуститься сразу вниз или подняться наверх. так вот, в правом нижнем углу чертежа есть еще один лифт, он то и доставляет людей из вестибюля на улицу и обратно. подобных решений в проекте достаточно, поэтому я решил забить на задание и не отправлять проект на конкурс, а просто сделать станцию так, как мне хочется.

прежде всего мне хотелось, чтобы станция была освещена естественным светом, поэтому я перенес ее из под дороги в соседний парк и убрал перекрытие. такое решение позволяет сэкономить на электричестве, а сама среда станет менее агрессивной для людей. конструкция навеса защищает платформу от 70% осадков и не дает звуку из метро распространяться наружу. кроме того в навес над платформой и вестибюлями вмонтированы элементы освещения круглой формы, днем они пропускают через себя свет, в вечернее время загораются светодиоды, встроенные в их конструкцию.

естественный свет позволит высадить на платформе растения, возможно даже деревья. так станция станет еще более «дружелюбной» в противовес агрессивным станциям современного московского метро.

 

                                                                                 автор рисунка на экранах Лена Горбунова.
в покрытие платформы встроена тактильная плитка, предупреждающая слабовидящих людей об опасности, сами пути отделены от платформы защитным экраном. вообще для меня загадка, почему в московском метро до сих пор нет таких экранов, ведь каждый год на пути падает несколько сот человек и многие погибают. по крайней мере, на новых станциях это обязательно нужно делать.

ну и раз уж мой проект в большой степени фантастически, я решил сделать экраны не просто из прозрачного пластика, а своего рода интерактивными панелями, используя которые любой человек может узнать информацию о метро, вывести на экран схему, на которой в реальном времени показывались бы движущиеся поезда, или информацию о достопримечательностях рядом с той или иной станцией, а также информацию о погоде в разных частях города. конечно, это не касается экранов напротив дверей поезда, которые всегда оставались бы просто прозрачными. если экран никто не использует на него могут выводится различные изображения, например картины современных художников.

вестибюли станции мне хотелось сделать максимально открытыми, без турникетов и касс, автоматы по продажи билетов и валидаторы располагались бы прямо на платформе. для чего до сих пор существуют живые кассиры, я не очень понимаю, отсутствие же турникетов, позволит беспрепятственно проходить людям с велосипедом или багажом, конечно, для реализации такой системы потребуются контролеры, что будет более эффективно, турникет и тетка со свистком все равно не являются препятствием для тех, кто хочет проехать бесплатно. впрочем у многих людей действительно нет денег, поэтому в автоматах по продажи билетов, я бы предложил добавить функцию «подвешенного билета».

и последнее, станции метро являются местом притяжения для нелегальной торговли, это явление нельзя победить, поэтому я предлагаю его легализовать, пусть бабушки с клубникой и цветами не мешаются под ногами выходящих из метро людей, а продают свои товары в специально отведенном для этого месте, например, на такой вот рыночной площади.

Источник статьи: